Разделы

Цифровизация Инфраструктура

3G встряхнет российский рынок коммуникаторов

В 2007 году рынок коммуникаторов превысил отметку в 1 млрд долл, увеличившись, по сравнению с 2006 годом, на 83%. Данные за 1 квартал 2008 года говорят о продолжении тенденции. Однако поддерживать такую динамику только за счет новых моделей нельзя. Игроки сектора возлагают большие надежды на 3G, считая появление в России высокоскоростного доступа в интернет в сетях "третьего поколения" основным драйвером роста в ближайшем будущем.

По мнению Михаила Чернышова, несмотря на то, что остальные производители не имеют столь богатый опыт в разработке коммуникаторов на базе Windows Mobile, как у лидера рынка, эти компании научились достаточно быстро реагировать на технологические новинки от НТС. Так, например, Eten Glofiish и Gigabyte G-Smart предлагают более мощные по техническим характеристикам продукты за меньшие деньги, чем компания НТС, но уделяют меньше внимание совместимости аппаратного обеспечения с программным. В результате этого именно в процессе эксплуатации таких устройств возникают ошибки, которые решаются обновлением встроенного программного обеспечения или заменой модулей, что уменьшает уровень лояльности к бренду со стороны покупателя и ритейлера. Тем не менее, именно за счет этих устройств, стоящих дешевле топовых решений, на рынке существует реальная конкуренция.

Аналитик Денис Кусков более радикален в оценке рынка: по его мнению, рынок смартфонов полностью монополизирован Nokia, а то, чем занимаются остальные производители, - не более чем "невнятные действия". Так происходит потому, что отсутствуют массовые предложения устройств похожего класса по функционалу и качеству от конкурентов. Тем не менее, аналитик выражает сомнение, что этот монополизм финского производителя продлится на рынке и в 2009 году.

Чем выделяется Россия?

Специфика российского рынка продаж коммуникаторов и смартфонов заключается в том, что в России все мобильные средства связи не являются связанными с сотовыми операторами. Это означает, что покупатель не связан с выбором какого-то одного провайдера услуг – за рубежом действует схема пользования коммуникатором или смартфоном в течение определенного срока (от 1 года) за абонентскую плату. Как следствие, на российском рынке покупатель имеет возможность менять устройства чаще, практически сразу же, как они появляются у продавца.

Доли производителей Windows Mobile-коммуникаторов

Источник: "Вобис Россия", 2008

В свою очередь, отечественный ритейлер продает их на 15-20% дороже, чем в Европе. Михаил Чернышов связывает это с достаточно высокими таможенными сборами на данный вид импортируемой техники в РФ, и отсутствием конкуренции между операторами сотовой связи в сегменте "субсидированных" устройств. Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, приводит в пример сложившуюся ситуацию с Apple iPhone в России. По его словам, и МТС, и "Вымпелком" вели переговоры с Apple по поводу продвижения этого смартфона в России, но пока никаких четких договоренностей ни с одним оператором у Apple нет, поэтому кто именно будет именно продвигать iPhone в России, неизвестно.

Доли производителей Symbian-смартфонов

Источник: ИАА "Неделя Сотовых технологий"

Другое серьезное отличие российского рынка коммуникаторов, по мнению Владимира Любжина, руководителя направления RoverPC компании RoverComputers, состоит в том, что в России меньше, чем в других странах продаются коммуникаторы с горизонтально расположенным экраном и QWERTY-клавиатурой. Это объясняет тот факт, что в Европе коммуникаторами пользуются по большей части офисные работники, а в России – ИТ-специалисты и студенты. По данным исследования Spb Survey, зарубежному пользователю важны, помимо коммуникационных, офисные возможности коммуникатора и смартфона – набор и получение e-mail, интернет-серфинг, а российскому – развлекательные (чтение книг и прослушивание музыки).

Драйверы роста

По мнению большинства опрошенных CNews игроков рынка, основной причиной роста продаж коммуникаторов и смартфонов в 2009 году станет появление в России высокоскоростного доступа в интернет в сетях "третьего поколения". Практически 95% всех продаваемых в России коммуникаторов и смартфонов имеют поддержку сетей UMTS, что позволит использовать классические для такого рода устройств функции, как видеотелефония или мобильный интернет.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Помимо этого, другой тенденцией, наметившейся в последнее полугодие, является внедрение GPS-модулей практически во все устройства. Это связано с удешевлением комплектующих и бурным ростом сектора навигационного софта в мире и в России, в частности.

По оценкам аналитиков "Белого Ветра Цифрового", к концу 2008 года в России будет продано 4,3 млн беспроводных персональных устройств на общую сумму 1,8 млрд долларов. Рост продаж связывается экспертами с увеличением доли смартфонов на рынке (в штучном выражении это составит 17% против 10%-го увеличения коммуникаторов). В то же время, выделяя отдельно рост рынка Windows Mobile-коммуникаторов, можно утверждать, что к концу 2008 года в России продадут свыше 800 тысяч таких устройств. Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Любжин, предполагая, что рынок вырастет на 40-60%.

2009 год будет связан с повсеместным обновлением продуктовой линейки всех беспроводных персональных устройств, причем основной акцент будет сделан на жестовое управлением коммуникатором или смартфоном. Возможное появление устройств на базе открытой операционной системы Android OS может привести к некоторому снижению стоимости коммуникаторов и смартфонов, но игроки рынка сдержанно относятся к таким прогнозам. Старт официальных продаж Apple iPhone не повлияет на российский рынок беспроводных персональных устройств: в последних коммуникаторах, например, HTC Diamond и Toshiba Portege G810, уже используются все сильные стороны интерфейса и функционала iPhone.

Михаил Демидов / CNews