3G встряхнет российский рынок коммуникаторов
В 2007 году рынок коммуникаторов превысил отметку в 1 млрд долл, увеличившись, по сравнению с 2006 годом, на 83%. Данные за 1 квартал 2008 года говорят о продолжении тенденции. Однако поддерживать такую динамику только за счет новых моделей нельзя. Игроки сектора возлагают большие надежды на 3G, считая появление в России высокоскоростного доступа в интернет в сетях "третьего поколения" основным драйвером роста в ближайшем будущем.Рынок беспроводных персональных устройств в России, не включая UMPC/MID и КПК, по оценкам различных аналитиков, составлял в 2007 году порядка 2,6-2,7 млн штук или 1 млрд долларов в денежном выражении. Рост по сравнению с 2006 годом в штучном выражении составил почти 120% - это связано с активностью ведущих российских ритейлеров по продвижению новинок на рынке. Причина этого – высокая маржа продавцов, так как устройства стоят достаточно дорого, и покупать более дешевые альтернативы просто невозможно. По данным MForum Analytics, средняя цена проданного смартфона и коммуникатора по итогам 1 квартала 2008 года составила 422 долл. Появление новых устройств на рынке происходит регулярно, что не даст возможности цене опуститься ниже порога в 400 долларов.
Кто есть кто на рынке коммуникаторов в России
Производитель | Направление деятельности | Решения на рынке |
МакЦентр | дистрибьютор, ритейлер | Коммуникаторы E-Ten Glofiish |
RoverPC | производитель | Коммуникаторы RoverPC |
ORSiO | производитель | Коммуникаторы ORSiO |
Вобис Компьютер | дистрибьютор | Коммуникаторы HTC, Gigabyte G-Smart, Mitac Mio |
Марвел | дистрибьютор | Коммуникаторы HTC, Gigabyte G-smart |
Бизнес Бюро | дистрибьютор | Коммуникаторы Eten Glofiish, Gigabyte G-smart |
Олди | дистрибьютор | Коммуникаторы ASUS |
Источник: CNews Analytics, 2008
Аналитики не разделяют продажи отдельно коммуникаторов и смартфонов, так как оба типа устройств стали максимально приближенными друг к другу по характеристикам. Традиционно коммуникаторы являлись карманными миникомпьютерами с GSM-модулями и с сенсорным вводом данных, а смартфоны – мобильными телефонами с операционной системой. Появление на рынке в третьем квартале 2008 года смартфонов с сенсорным управлением от Nokia и "коммуникаторной" операционной системы Windows Mobile 7 в 2009 году окончательно сгладит это различие. Однако те ритейлеры, которые торгуют исключительно Windows Mobile-устройствами, оценивают их долю от всех продаж.
Динамика продаж коммуникаторов и смартфонов компании "Белый ветер цифровой"
Класс | Коммуникаторы | Смартфоны | ||
Первое полугодие 2007 | Первое полугодие 2008 | Первое полугодие 2007 | Первое полугодие 2008 | |
Бюджетные (<=500 долл.) | 7% | 2% | 55% | 52% |
Средние (500 долл.-1000 долл.) | 91% | 88% | 43% | 42% |
Бизнес (>=1000 долл.) | 2% | 10% | 2% | 6% |
Источник: "Белый ветер цифровой", 2008
По мнению Михаила Чернышова, коммерческого директора "Вобис Россия", в 2007 году на территории РФ было продано 490 тысяч устройств - коммуникаторов и смартфонов на базе Windows Mobile. Из них 1,5%, то есть 7,5 тысяч были Windows Mobile-смартфонами, то есть не имели сенсорного ввода. Доля Windows Mobile-смартфонов неуклонно снижается, и, по оценке "Вобис Россия", за первые два квартала 2008 года составила всего 0,5% (против 1,5% в 2007 году). Такая низкая популярность обусловлена, прежде всего, небольшим количеством самих моделей, а также слабой маркетинговой стратегией производителей. Так, в России в прошлом году официально были представлены всего 2 таких устройства – HTC S710 Vox и HP iPAQ 514 Voice Messenger. Михаил Чернышов связывает это с тем, что "покупатель данного класса устройств в первую очередь нацелен не на "офисные", а на мультимедийные возможности устройства, и вследствие этого возникает основной разрыв между Windows Mobile и другими операционными системами". Иллюстрацией к этому является 105% рост продаж Symbian-смартфонов в "Белом Ветре Цифровом" в первом полугодии 2008 года по сравнению с 2007. Аналитическое агентство "Неделя сотовых технологий" приводит статистику, по которой 71% смартфонов и коммуникаторов было продано с операционной системой Symbian, а 27% - с Windows Mobile.
Тачфоны стимулируют продажи
Активность ритейлеров привела к тому, что за два квартала 2008 года количество проданных устройств вплотную приблизилось к финальным показателям 2007 года. Игроки рынка единогласно связывают это с появлением тачфонов – коммуникаторов, управляемых не стилусом, а жестами пальцев. Основу популярности таких устройств заложил смартфон Apple iPhone, продажи которого в России до сих пор считаются неофициальными. В ответ на это крупнейший производитель коммуникаторов HTC представил инновационный интерфейс Touch FLO, позволяющий преобразовать стилусное управление Windows Mobile в жестовое.
Продажи коммуникаторов и смартфонов в России по регионам

Источник: MForum Analytics, 2008
По мнению опрошенных CNews участников рынка, весь 2008 год будет связан с внедрением аналогичных интерфейсов в свои устройства. Михаил Чернышов связывает это с тем, что коммуникаторы становятся все более и более простыми устройствами: "люди принимают решение о покупки устройства в течение кратковременного знакомства с ним в магазине или на интернет-портале, а визуализация является основным фактором влияющим на решение приобретать или нет данное устройство".
Как отмечает Василий Филиппов, директор производства Spb Software House, "в 2006 году складывалось впечатление, что ведущие игроки верят в смартфон будущего как устройство с клавиатурой. Интерфейсы iPhone от Apple и TouchFLO от HTC вызвали всплеск интереса к устройствам с сенсорными экранами, изменив существующий тренд. В 2008 году мы уже видим новые, стильные и красивые устройства с минимальным количеством кнопок и очень функциональными экранами".
Тем не менее, на сегодняшний момент стоимость таких устройств остается стабильно высокой – высокие темпы продаж фиксируются только в крупных городах-миллионниках. Это связано с тем, что именно в крупных населенных пунктах востребованы коммуникационные возможности устройств, прежде всего, телефонные функции и GPS-навигация.

Только Nokia и HTC?
На российском рынке беспроводных мобильных устройств соотношение продаж смартфонов и коммуникаторов сохраняется, по данным аналитиков "Белого ветра цифрового", на уровне 70 к 30. Оба сектора рынка имеют своих четко выраженных лидеров: среди смартфонов это Nokia с долей 57%, а среди коммуникаторов – HTC (доля от 45% до 50%). Однако остальная часть рынка и в том, и в другом случае принадлежит другим производителям, что, по мнению аналитиков, может усилить конкуренцию на рынке.