Разделы

Цифровизация

Михаил Матюшин, Nexign: Мы предлагаем рынку продукт, который разрабатывали для себя

2022 год привнес большую турбулентность на кадровый рынок. Борьба за квалифицированных специалистов не утихает, несмотря ни на что. Для привлечения и удержания талантов компании много инвестируют в развитие корпоративной культуры, одним из важных элементов которой становится удобный и привлекательный корпоративный портал. Сегодня на место западных разработчиков таких решений приходят российские платформы. Об одной из них – корпоративном портале Neon – рассказал Михаил Матюшин, технический директор компании Nexign.

CNews: Почему компании необходим корпоративный портал?

Михаил Матюшин: Спектр задач у корпоративных порталов сегодня достаточно широкий. Он однозначно выходит за рамки классического представления о таких решениях как о платформе для хранения кадровых документов или поиска контактов коллег. Более того, в последние два года многие стали работать удаленно. В таких условиях особенно важно сохранить единый корпоративный дух и уберечь людей от выгорания. Корпоративный портал отлично решает эту задачу и выступает единой точкой входа ко всему, что происходит в организации. Ведь именно на портале сотрудник может узнавать последние новости компании, поддерживать связь с коллегами, отслеживать свой карьерный трек и многое другое.

Приведу пример про прием нового специалиста на работу. В сфере ИТ вывод сотрудника на эффективную производительность в среднем занимает от трех до шести месяцев. Все это время компания инвестирует в специалиста и создает комфортные условия для его погружения в проект. И в отдельных аспектах ускорить процесс онбординга может как раз корпоративный портал, так как именно здесь собраны ответы на наиболее частые вопросы, которые возникают в процессе адаптации. Портал помогает сотруднику быстрее погрузиться в атмосферу компании и узнать больше о ее внутренних процессах.

CNews: Какова доля иностранных продуктов на этом рынке?

Михаил Матюшин: Сложно назвать конкретные цифры. До самого последнего времени для создания корпоративного портала кто-то использовал в качестве основы Microsoft SharePoint, кто-то Microsoft 365 — думаю, таких 60-70%. Еще 10% внедрили решения других больших игроков, такие как SAP SuccessFactors. Остальные пытались создать собственные системы. Среди них и наша компания — изначально мы разрабатывали платформу Neon для себя, и лишь потом решили выйти с ней на рынок.

CNews: Перед российскими компаниями стоят серьезные проблемы: им надо закупать оборудование, менять базовые и специализированные решения, заботиться об информационной безопасности. Возможно, сейчас не самое подходящее время для внедрения систем поддержки сотрудников?

Михаил Матюшин: Кадровый рынок очень сильно изменился, но при этом спрос на опытных и талантливых специалистов всегда был, есть и будет. И у большинства таких сотрудников мотивация не ограничивается заработной платой. Им нужны дополнительные стимулы: это и интересные проекты, и возможность работать удаленно, и комфортная корпоративная атмосфера. В рамках последней много ожиданий, в частности, связано с развитой культурой обратной связи в организации или, например, возможностями выстроить персональный карьерный трек. Это как раз те направления, которые в том числе охватывает корпоративный портал.

Михаил Матюшин, Nexign: Кадровый рынок очень сильно изменился, но при этом спрос на опытных и талантливых специалистов всегда был, есть и будет

Более того, мы живем в ситуации повышенного стресса, и компаниям необходимо заботиться о ментальном здоровье своих сотрудников, их развитии, поддерживать и помогать им строить далеко идущие планы. Поэтому решения, способные все это обеспечить, сейчас очень востребованы.

CNews: Вы говорили, что создавали корпоративный портал Neon для себя. Расскажите об этом.

Михаил Матюшин: Мы давно поняли, что надо отказаться от разрозненных сервисов и создать красивый, современный корпоративный портал, который сделает жизнь сотрудников максимально комфортной. Четыре года назад мы начали заниматься разработкой собственного решения, опираясь не только на свою техническую экспертизу, но и на опыт управления почти двумя тысячами ИТ-сотрудников, распределенных по девяти филиалам компании по всей России. Нам было важно создать для них единое инфополе, которое бы объединяло команды, поддерживало коммуникацию и вовлеченность коллег.

В конечном итоге у нас получился продукт на основе микросервисной архитектуры с использованием OpenSource библиотек и СУБД Postgres. Мы назвали его Neon. Это полностью российская разработка, включенная в реестр отечественного ПО.

CNews: Какие возможности предоставляет Neon?

Михаил Матюшин: Основное назначение Neon — поддержка корпоративной культуры. Портал улучшает коммуникацию с сотрудниками. В частности, здесь публикуются новости компании, на них можно подписаться и переходить по ссылке в электронной почте.

У каждого сотрудника есть личный кабинет. В нем можно посмотреть расписание отпусков, узнать, какие цели поставила перед тобой компания и насколько ты близок к их достижению. Также сотрудники могут дарить баллы коллегам в качестве благодарности. За накопленные баллы можно приобрести что-нибудь интересное на внутреннем маркете, например, пауэр-банк, рюкзак, футболку, дождевик и так далее. Также на портале можно открыть интерактивную карту офиса, забронировать рабочее место или найти нужных коллег.

Можно вступить в сообщество по интересам, например, группу разработчиков, любителей спорта, и обмениваться информацией, участвовать в дискуссиях, получать приглашения на мероприятия. На портале также доступны порядка 20 электронных заявлений, отвечающих на всевозможные сценарии обращения в кадровую службу в автоматизированном виде. К примеру, если раньше сотруднику приходилось самостоятельно организовывать процесс согласования отпуска между руководителем и HR-отделом, то сейчас за него это делает портал.

Михаил Матюшин, Nexign: Основное назначение Neon — поддержка корпоративной культуры

Мы видим, что сегодня более 85% сотрудников посещают Neon ежедневно. Помимо экономии времени на поиск информации, портал позволил нам значительно ускорить обработку обращений в кадровые и административные службы и снизить нагрузку на эти отделы.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

CNews: Для разработки приложения вы использовали микросервисную архитектуру. Каковы преимущества такого подхода?

Михаил Матюшин: Микросервисная архитектура позволяет организовать модульную разработку. Каждый модуль – это отдельный сервис или микросервис. Таким образом, решение можно запускать не целиком, а поэтапно: сначала портал, потом модуль работы с интерактивной картой, затем модуль целеполагания, после этого модуль премирования и так далее. Кроме того, каждый такой блок можно обновлять отдельно.

Благодаря использованию Kubernetes решение легко масштабируется, то есть сначала можно запустить легкую версию, а потом по мере роста нагрузки выделить под портал больше ресурсов.

За счет того, что система построена на микросервисной архитектуре, возможна и кастомизация, и интеграция с внешними системами.

CNews: На базе платформы Neon создан корпоративный портал «МегаФон». Расскажите об этом проекте.

Михаил Матюшин: Nexign — это ИТ-компания, и создавая корпоративный портал для себя, мы ориентировались в основном на ИТ-специалистов. Все мы находимся в едином контексте отрасли, процессы у отделов более-менее схожи. В то же время в «МегаФоне» огромное число сотрудников, и большинство из них не связаны с ИТ. Процессы, стиль общения у разных департаментов могут сильно отличаться. А значит, пришлось расширить возможности портала и адаптировать Neon под их потребности.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Мы работали в тесном взаимодействии с HR-службами для того, чтобы сделать портал удобным для всех. К концу лета этого года запустили брендированную версию портала — на нем зарегистрировано около 30 000 человек. Им, например, уже доступны модули по организационной структуре, новостному информированию, постановке целей. Сейчас мы готовимся к запуску остальных модулей. У нас есть дорожная карта работ, которые надо выполнить в ближайшее время, чтобы сделать Neon еще лучше. В планах — добавление модулей самооценки (360°), индивидуальных планов развития и распределения премиальных бонусов.

CNews: Расскажите о ваших планах по развитию Neon.

Михаил Матюшин: Мы постоянно общаемся с заказчиками, внимательно относимся к пожеланиям, которые они высказывают, и стараемся включать их в дорожную карту. К примеру, сегодня мы изучаем текущие запросы рынка в области систем управления обучением (Learning Management System, LMS) и решений для управления обращениями в службу технической поддержки (Service Desk) и видим их как перспективный вектор развития портала.

Наша задача — сделать Neon одним из ведущих решений для цифровизации процессов работы с персоналом и управления внутренними коммуникациями. Это масштабный планомерный процесс, который включает и совершенствование продукта, и его активное продвижение на рынке, и новые проекты внедрения.

erid:Pb3XmBtzt6TdVhniZn3bxTgoQ4fxYr2DhavrSiJ

Наталья Рудычева