По данным компании eMarketer, в 2012 г. оборот e-commerce увеличился на 21,1% с $906 млрд до $1097 млрд, впервые перешагнув порог в триллион долларов. Эксперты прогнозируют, что в 2013 г. рынок вырастет еще на 18,3% до $1298 млрд. По различным оценкам, рост российского рынка составляет 25-40%, таким образом, видно, что отечественная отрасль развивается опережающими к общемировым темпами, что говорит о незрелости местного рынка.
Одновременно виден тренд на замедление темпов роста. В общемировом
масштабе данный процесс связан с сохраняющейся экономической неопределенностью
в Европе и насыщением рынка Соединенных Штатов, на который в 2012 г. пришлось
31,5% всех продаж. Аналитики российской компании DataInsight считают, что падение
скорости роста онлайн-торговли характерно и для России. Эксперт агентства Борис Овчинников выделяет следующие
причины: замедление темпов прироста интернет-аудитории; слабое вовлечение
регионов; высокая доля тех, кто выбирает онлайн, а покупает онлайн; отсутствие
взрывного роста в тех сегментах, которые должны были бы стать локомотивами
роста – одежда, товары для дома, продукты питания.
Россияне предпочитают экономить?
Согласно данным eMarketer, крупнейший онлайн экономиками в области электронной торговли являются США ($343,43 млрд), Япония ($127,82 млрд), Великобритания ($124,76 млрд), Китай ($110,04 млрд) и Германия ($47 млрд). В 2013 г. расклад поменяется и Китай выйдет на уверенное второе место (рост на 65%), в то же время доля США сократится с 31,5% до 29,6% (рост на 12,2%). К 2016 г. доля США и Китая практически сравняются, на них будет приходится 26,5% и 22,6% онлайн продаж соответственно. Позиции России в 2013 г. существенно не изменятся несмотря на довольно высокие темпы роста (по разным оценкам 25-40%) из-за небольшой доли на фоне мировых оборотов e-commerce.
Российский рынок онлайн торговли по итогам 2012 г.
оценивается $9-13 млрд. Доля России в мировом «пироге» торговли через сеть
составила всего 1,4%, утверждает генеральный директор InSales Тимофей Горшков:
«Оборот в России меньше в 4,5 раза, чем оборот самого крупного онлайн-ритейлера
компании Amazon. Отечественный рынок сравнился по обороту с бразильским, при
том, что темпы роста рынка в России выше. Если сравнивать с Европой, то
доля России составляет около 7%, при этом темпы роста в Западной Европе в
среднем составляют 11%, а наибольший рост показывают Италия и Испания, где
рынок интернет-торговли растет примерно на 18% в год».
Объем крупнейших рынков e-commerce, млрд $
Источник: eMarketer, 2013
«На Россию приходится около 1,2% мирового рынка, или около 1,5%, если добавить трансграничные интернет-покупки россиян. При этом российский рынок растет быстрее мирового (+21% в 2012 г. по оценке eMarketer) и любого развитого рынка, но существенно медленнее рынков Китая или Индии», – рассказывает Борис Овчинников.
Следует отметить, что по количеству интернет-покупателей
отставание России не на так уже велико: в eMarketer насчитали 23,1 млн
пользователей Рунета, приобретающих товары в сети. Одна общая сумма чека в
расчете на одного покупателя оказалась гораздо ниже, чем в западных странах.
Российский онлайн покупатель за год отоваривается на $628. В Китае средний чек
еще ниже – $501 (но зато покупателей почти в десять раз больше), зато в
европейских странах, Японии и США онлайн пользователи оказались намного щедрее.
Например, онлайн покупатель в Соединенных Штатах в 2012 г. в среднем тратил $2293,
а в Великобритании – $3585.
Страна | Количество онлайн покупателей (в млн) | Чек на одного покупателя (в $) |
---|---|---|
Китай | 219,8 | 501 |
США | 149,8 | 2293 |
Япония | 73,3 | 1743 |
Германия | 41,2 | 1141 |
Великобритания | 34,8 | 3585 |
Почему Россия отстает?
Глобальное отставание России связано с несколькими причинами. Во-первых, это более поздний старт по сравнению с развитыми рынками. Во-вторых, это огромные размеры страны и, как следствие, проблемы с логистикой, когда доставка товара может занимать до нескольких недель. Из-за этого более половины продаж через сеть приходится на Москву и Санкт-Петербург, а в оставшейся доле доминируют крупнейшие города-миллионники. В-третьих, это слабое развитие финансовой системы, вследствие чего оплата товара осуществляется наличными курьеру. В-четвертых, существуют проблемы с законодательным регулированием отрасли.
Наконец, есть психологические проблемы, связанные с
недоверием неопытных пользователей интернета к сервисам онлайн-покупок.
Эксперты компании A.T.Kearney`s, проанализировавшие рынки e-commerce различных регионов, отнесли
Россию к категории стран hesitant shopper
(«нерешительный покупатель»). «Здесь есть технологическая инфраструктура для
поддержки e-commerce, но есть проблемы с
логистикой, цифровым законодательством, менталитетом, что заставляет
пользователей интернета быть осторожными при совершение покупок», – говорится в
отчете.
«К сожалению, из всех предпосылок развития электронной
коммерции в нашей стране достаточно развиты только электронные платежи,– рассказывает
эксперт Gfk Rus Андрей Серегин. –
Инфраструктура доставки существует только в крупных городах (причем Москва и
Санкт Петербург все еще вне конкуренции по развитию интернет торговли).
Состояние почтовой доставки в России, конечно, является серьезным препятствием
для развития электронной торговли за пределами крупных городов, но с другой
стороны оно же и защищает развивающуюся росcийскую электронную коммерцию от
конкуренции со стороны зарубежных интернет-магазинов».
«Российский рынок e-commerce очень сильно фрагментирован,
здесь нет одного или нескольких явных лидеров, – объясняет Борис Овчинников. –
И это скорее минус рынка, потому что следствием этого является и дефицит
брендов онлайн-ритейлеров, которым покупатели бы безусловно доверяли, и неспособность
игроков рынка по одиночке решить инфраструктурные проблемы».
Доля онлайн продаж в различных странах/регионах в 2011 г.
Источник: US Commerce Department, BCG, e-bit, BMI, DataInsight, 2012
В результате, доля онлайн продаж в совокупном обороте розницы в России заметно ниже, чем в других странах, и составляет менее 2%. «Доля России в мировом объеме интернет торговли все еще отстает от ее доли в объеме розничных рынков», – констатирует Андрей Серегин.