oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2018

Рынок ИТ в госсекторе готовится к всеобщей цифровизации

Рынок ИТ в госсекторе готовится к всеобщей цифровизации

Начиная с 2017 г. на российском рынке только и говорят о «Цифровой экономике». Утвержденный в июле 2017 г. предварительный вариант программы на сегодняшний день изменился до неузнаваемости. В сентябре 2018 г. программа превратилась в национальный проект с рекордным бюджетом в ₽3,5 трлн. После ее окончательного утверждения она будет определять развитие отечественного рынка ИТ в ближайшие 5 лет, уверены эксперты.

Последние 2 года на рынке ИТ в госсекторе проходят под знаком грядущего старта крупнейшей государственной программы «Цифровая экономика». О том, что она будет принята, стало известно еще в конце 2016 г., когда об этом заявил Президент России. В апреле 2017 г. Минкомсвязи представило предварительную версию программы, в июле 2017 г. – вариант, который в итоге и был утвержден.

На тот момент речь шла о том, что первые мероприятия начнут реализовываться уже в 2018 г., а объем ее финансирования составит 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны были быть выделены федеральным бюджетом, а 350 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Программа содержала пять разделов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование». Наиболее затратным мероприятием было заложенное в раздел «Информационная инфраструктура» создание глобальной системы мобильной спутниковой связи, которое должно было обойтись в 299 млрд руб. из внебюджетных источников (средств ВЭБ).

Новый паспорт и статус

Через некоторое время появилась информация о том, что программа будет пересмотрена. В средствах массовой информации появлялись различные версии того, какие изменения будут внесены не только в ее содержание, но и, что не менее важно, в объемы финансирования. Согласно одной из предварительных версий, суммарные расходы на реализацию «Цифровой экономики» в 2018–2024 гг. должны были вырасти до ₽2,79 трлн, из которых ₽1,267 трлн будет выделено из федерального бюджета, а ₽1,524 трлн – из внебюджетных источников.

В итоге 17 сентября 2018 г. на заседании Президентского совета по модернизации и инновационному развитию был рассмотрен и «в целом» одобрен новый паспорт «Цифровой экономики». В нем подробно расписаны все мероприятия на 2018-2024 гг. и сумма, которая потребуется на их выполнение. Вместо уже упомянутых ранее пяти разделов в новой версии паспорта их шесть, каждый из которых имеет статус федерального проекта. Сама «Цифровая экономика» получила статус национального проекта, который должен стартовать 1 октября 2018 г. и завершиться 31 декабря 2024 г. Расходы на его реализацию должны составить ₽3,54 трлн, из которых 2,015 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 1,524 трлн руб. – из внебюджетных источников. Существенный рост бюджетных расходов в последней версии паспорта вызван тем, что в их состав были включены расходы на информатизацию федеральных органов власти на сумму ₽820 млрд.

Расходы на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика» в 2018-2024 гг. на 17.09.2018 г.

Федеральный бюджет, ₽млрд Внебюджетные источники, ₽млрд Всего, ₽млрд
Информационная инфраструктура 464,9 304,6 769,5
Цифровое госуправление 1 103,4 1 103,4
Кадры для цифровой экономики 139,1 4,5 143,6
Цифровые технологии 288 1 204,1 1 492,1
Информационная безопасность 18,5 11 29,5
Нормативное регулирование 1,81 0,13 1,94
ИТОГО 2 015,7 1 524,4 3 540,1

CNews Analytics, 2018

Самым дорогим станет федеральный проект «Цифровые технологии» – на него будет потрачено ₽1,4 трлн, в том числе ₽288 млрд из федерального бюджета и ₽1,2 трлн из внебюджетных источников. На втором месте по уровню расходов «Цифровое государственное управление», которое потребует ₽1,1 трлн из федерального бюджета. «Информационная инфраструктура» обойдется в ₽769,5 млрд, из которых ₽464,9 млрд будут выделены из федерального бюджета, а ₽304,6 млрд – из внебюджетных источников.

На «Кадры для цифровой экономики» потребуется ₽143,6 млрд, из которых ₽139,1 млрд из федерального бюджета, а ₽4 млрд из внебюджетных источников. На «Информационную безопасность» планируется потратить ₽29,5 млрд, из которых ₽18,5 млрд будет выделено федеральным бюджетом, а ₽11 млрд должны быть взяты из внебюджетных источников. Расходы на «Нормативное регулирование цифровой среды» составят ₽1,94 млрд, из которых ₽1,81 млрд будет взято из федерального бюджета, а оставшиеся ₽130 млн из внебюджетных источников.

Первые шаги

Несмотря на то, что национальный проект «Цифровая экономика» должен был стартовать в 2018 г., рынок пока почти не ощутил признаков начала его реализации. Наметившиеся изменения носят, скорее, предварительный характер, считает Алексей Копейкин, директор департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв». В министерствах и ведомствах появляются профильные заместители, ответственные за цифровую трансформацию (CDO), пишутся программы цифровой трансформации как отдельных ФОИВ/РОИВ/регионов, так и целых областей экономики или государственного управления (например, реформа контрольно-надзорной деятельности, системы государственного управления в целом).

Однако, по мнению экспертов, это неплохо. «Лучше больше времени потратить на планирование и действовать продуманно, чем начинать быстро что-то менять, допуская ошибки», – говорит Александр Морлок, директор по разработке программного обеспечения, исполнительный вице-президент «Ланит». «Все ждали согласования и подписания всех документов, которые регламентируют не только работу в ландшафте проекта «Цифровая экономика», но и в масштабах других нацпроектов, поскольку в каждом из них так или иначе присутствуют пункты, связанные с цифровизацией», – согласна с ним Елена Оголь, руководитель направления информатизации в органах государственной и муниципальной власти группы компаний Softline.

Теперь, когда практически все документы подписаны и вот-вот будут утверждены бюджеты, рынок начинает всерьез задумываться о том, как будет реализовываться программа – ведь она обещает стать определяющей для развития российского рынка ИТ на многие годы вперед. «Исходя из запланированного бюджета, можно сделать вывод, что большинство производственных мощностей в ИТ-сфере в ближайшее время будет задействовано на проектах, связанных с реализацией этой программы», – говорит Александр Морлок. Однако эксперты отмечают, что практически все мероприятия программы предусматривают работу на федеральном уровне, а значит, разработки будут каскадироваться с федерального уровня на региональный. «Это несколько ограничит в действиях региональные правительства и затормозит реализацию «Цифровой экономики» на региональном уровне. Регионы будут ждать, пока отыграются федеральные конкурсы, пока появятся решения, пока они каскадируются. На это уйдет довольно много времени», – говорит Елена Оголь.

Самое главное

Наиболее важным направлением проекта большинство опрошенных CNews экспертов считают взращивание и удержание квалифицированных кадров, которых на рынке сейчас очень не хватает. По мнению Александра Морлока, именно кадры станут прочным фундаментом для построения «цифровой страны». «Надеюсь, что в рамках реализации проекта учебные заведения начнут готовить специалистов с навыками не только в конкретных предметных областях, но и с совокупностью умений, актуальных в условиях цифровой экономики», – продолжает Елена Оголь. «Важна не только подготовка большого количества специалистов с новыми компетенциями, соответствующими цифровой экономике, но и переобучение «старых» специалистов», – продолжает Алексей Копейкин.

По мнению Евгения Ефименко, коммерческого директора компании «ФОРС – Центр разработки», инфраструктурные задачи в целом решены, и сейчас приоритетным направлением является использование современных технологий в целях государственного и отраслевого управления. В связи с этим стоит вопрос безопасного обмена, обработки и использования накопленных в госучреждениях данных в интересах граждан и бизнеса.

По мнению экспертов, не стоит стремиться создать некое универсальное решение, которое подойдет органам власти всех уровней и будет одинаково эффективно работать и в федеральном центре, и в регионах. Целесообразнее работать над созданием общих «правил игры» – стандартизированных методологий и подходов. И уже в рамках этих методологий и подходов допускать разработчиков к созданию составных частей платформы либо специализированных решений под конкретную задачу. «Цикл создания таких сервисов будет коротким. И такой подход будет более предпочтительным для граждан, – уверена Елена Оголь. – Разработчики создают сервис, и гражданин может начинать им пользоваться, не дожидаясь, когда будет создана и развернута федеральная платформа». Алексей Копейкин также советует в гонке за цифровизацией не забывать об информационной безопасности.

Крайне важно полностью отказаться от бумажного документооборота. «Сейчас он существует параллельно с электронным, а нужно, чтобы все договора, контракты, другие юридически важные соглашения заключались в электронном виде. Блокчейн, электронный нотариат, доступность и безопасность электронных средств взаимодействия – основа для реализации этой задачи, – продолжает Евгений Ефименко. – Такую трансформацию, безусловно, нужно поддерживать и даже ускорять законодательно, и в первую очередь - уравнивать электронные и бумажные документы, регламентирующие отношения государства, бизнеса и граждан (лицензии, свидетельства, сертификаты, повестки, уведомления, извещения и пр.» Также по мнению эксперта нужно развивать государственные услуги в сторону большей интерактивности, предоставляя гражданам нужную информацию и сервисы автоматически в зависимости от изменения их жизненной ситуации. Люди не должны изучать законы и требовать от государства реализации своих прав, государство должно предлагать воспользоваться правами, которые по закону предоставлены гражданину в той или иной ситуации.

Очевидно, что успех национального проекта «Цифровая экономика» во многом зависит от профессионализма команды, которая возглавит его реализацию. По мнению Александра Морлока, она должна состоять из специалистов с реальным опытом работы в крупных проектах и быть нацелена на достижение результата. «Также стоит запустить федеральную информационно-разъяснительную кампанию для населения, потому что люди не понимают, что в этом направлении происходит. Это отношение нужно менять», – продолжает он. Алексей Копейкин уверен, что самое главное – отсутствие тотального регулирования, и в тоже время его присутствие там, где оно действительно необходимо рынку. А Евгений Ефименко важнейшим условием эффективности реализации «Цифровой экономики» считает четкое обозначение приоритетов по технологиям, отраслям и сферам применения. В том числе, ориентируясь на них, коммерческие компании определяют направления своего развития, инвестируют и выпускают новые инновационные продукты.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора