Виталий Патешман

Виталий Патешман:
2015 год стал поворотным в развитии цифрового банкинга

Виталий Патешман, директор по продажам компании BSS, считает, что непростая ситуация в российской экономике и политика ЦБ по оздоровлению банковского сектора – это два основных фактора, влияющих на состояние банковской отрасли в стране. В результате банки сокращают затраты на инвестиционные проекты с неясным финансовым результатом и активизируют проекты, направленные на снижение операционных расходов, имеющие четкие параметры и сроки окупаемости. Поэтому системы ДБО играют сегодня ключевую роль, позволяя снижать операционные затраты и переводить взаимодействие с клиентом в электронные каналы.

CNews: Сегодня российская экономика переживает сложное время. Как оно отражается в задачах информатизации финансового сектора? Усложняются ли проекты?

Виталий Патешман: Политика ЦБ по оздоровлению банковского сектора приводит к уменьшению количества банков, при этом часть финансово-кредитных организаций существенно усиливает свое присутствие на рынке. Мы видим тенденцию «сжатия» рынка и наблюдаем переход клиентов из мелких банков в крупные. Нельзя сказать, что для BSS это однозначно негативная ситуация. Наши основные клиенты фиксируют существенный рост клиентской базы, у них вполне устойчивое фондирование. Однако конкуренция между банками усиливается, как следствие повышаются требования к системам ДБО, банки предпринимают шаги по развитию дистанционных каналов и реализации новых возможностей.

Два вектора определяют и информатизацию банков: сокращение затрат на инвестиционные проекты с неясным финансовым результатом и увеличение спроса на проекты, направленные на снижение операционных расходов банка и имеющие при этом четкие параметры и сроки окупаемости. Системы ДБО играют здесь ключевую роль, поскольку позволяют банкам существенно снизить операционные затраты, переводя взаимодействие с клиентом в электронные каналы. Результат – сокращение издержек и повышение уровня сервиса для клиентов банка.

CNews: Каковы тенденции развития ДБО для физических и юридических лиц?

Виталий Патешман: Последний год мы стали свидетелями активных изменений в системах ДБО юридических и физических лиц. Системы управления личными финансами (PFM) для частных клиентов вызвали большой интерес со стороны банковского сообщества и, как следствие, получили широкое распространение. По опыту внедрений BSS могу сказать, что клиенты банков активно интересуются возможностями PFM, и это позволяет банкам менять их поведение в системе ДБО.

Раньше клиенты заходили в интернет-банк или мобильный банк, проверяли в течение минуты остаток, совершали платежи и выходили. Парадокс, но чем удобнее была система ДБО, тем меньше времени клиенты в ней проводили. С появлением системы управления личными финансами, наблюдается рост подключений на протяжении дня. Клиенты анализируют свои доходы и расходы, составляют и планируют бюджет, ведут накопления, рассматривают персональные предложения – новые возможности привлекают их внимание. В результате пользователи стали больше времени проводить в онлайн-банке, а значит, им целесообразно предлагать новые банковские товары и услуги. По свидетельству банков, среднее время пребывания клиентов в системе ДБО выросло более чем в пять раз. Таким образом, BSS в своих продуктах удалось одновременно решить несколько противоречащих друг другу, на первый взгляд, задач: увеличение количества транзакций через ДБО с одновременным сокращением времени на их проведение при общем увеличении продолжительности и степени удобства работы с другими, неплатежными сервисами ДБО.

ДБО стало неотъемлемой частью повседневной работы юридических лиц. Свыше 90% корпоративных клиентов регулярно используют дистанционные каналы, идет дифференциация пользователей. Если раньше был только один потребитель – бухгалтеры, которые использовали традиционные сервисы по предоставлению в банк платежных документов, то сейчас ДБО востребовано руководителями предприятий, финансовыми директорами и другими топ-менеджерами. Они хотят видеть динамику финансов, движение средств, плановые обороты, причем делать это там, где удобно, а не только в офисе, на рабочем компьютере. Такие возможности клиент банка может получить при использовании наших решений «Мобильный Бизнес Клиент» («МБК») и «Личный Кабинет». Для банков это канал продвижения высокомаржинальных продуктов и услуг непосредственно целевой аудитории.


Виталий Патешман: Разрабатывая собственные решения ДБО, мы отслеживаем тенденции, новые технологические возможности, смотрим какие потребности испытывает клиент и как ведет себя рынок

В корпоративных системах ДБО BSS появляются нефинансовые сервисы, которые позволяют банкам предоставлять клиентам новые продукты, повышая свой комиссионный доход. Например, сервисы «Доска котировок» и «Оценка благонадежности контрагента» от BSS. Первый предоставляет котировки с биржи покупки и продажи валюты и возможность проведения клиентом банка дилинговых операций онлайн прямо в личном кабинете ДБО, а второй оценивает при совершении платежного поручения надежность контрагента по трем уровням: красный – опасная организация, желтый – требуются дополнительные уточнения, зеленый – негативной и опасной информации нет. Выводы делаются на основе накопленной информации по общей надежности, сводной аналитике и другим данным по каждому контрагенту.

Еще одно направление развития корпоративного ДБО BSS – интеграция сервисов облачной бухгалтерии 1С, «Мое дело» и других альтернативных решений. Если раньше это была отдельно установленная бухгалтерская программа и отдельно система ДБО, то сейчас они интегрируются в один интерфейс, что, несомненно, повышает удобство пользования и интерес к ним со стороны корпоративных клиентов.

CNews: Какие ваши проекты 2014–2015 годов были самыми интересными?

Виталий Патешман: Для BSS в части корпоративного банкинга самыми трудными и интересными стали проекты по обеспечению сопровождения гособоронзаказа. Для наших клиентов, уполномоченных банков, мы разработали и внедрили решение, основанное на взаимодействии системы ДБО BSS и системы централизованного управления финансовыми средствами «Расчетный Центр Корпорации» (РЦК), а также АРМ взаимодействия с Росфинмониторингом и Министерством обороны РФ.

CNews: Какова стратегия развития вашего бизнеса?

Виталий Патешман: В прошлом году Компания BSS приступила к выводу на рынок новой концепции построения систем ДБО – Digital Banking. Это не просто канал обмена информацией с банком, а перевод всего взаимодействия с клиентом в цифровой канал. Мы видим, что эта концепция получает распространение в России и в мире и является определяющей для нашего развития продуктов и систем ДБО.

Разрабатывая собственные решения ДБО, мы отслеживаем тенденции, новые технологические возможности, смотрим какие потребности испытывает клиент и как ведет себя рынок, анализируем и стараемся действовать на опережение. Мы запускаем систему для розничных клиентов на базе платформы CORREQTS, которая представляет собой единое решение, основанное на технологии HTML5, полноценной поддержке Оmni-Сhannel и использовании голосовых технологий.

Почему мы это делаем? Для нас абсолютно очевидно, что традиционные онлайн-банки для десктопа и мобильных устройств, созданные на разных платформах, для разных устройств, серьезно осложняют жизнь и бизнес как клиентам, так и банкам. Выходом является единая платформа на основе клиент-серверного API и HTML5. Она позволяет с одного сервера поддерживать десктопные и мобильные браузеры, а также мобильные решения для iOS и Android. Пользователь может начать операцию на одном устройстве, продолжить на другом и завершить на третьем. Везде данные синхронизируются мгновенно. Это колоссально облегчает работу в онлайн-банке и клиенту, и банковским сотрудникам.

CNews: Какие виды решений из лучшей мировой практики в ближайшем будущем придут в Россию?

Виталий Патешман: Отслеживая передовой опыт западных банков, мы видим, что перспективным мировым трендом являются голосовые технологии распознавания речи и верификации клиента. В банках встраивается система, позволяющая производить авторизацию клиента по его голосу, распознавать запрос и предоставлять ответ. Это способствует снижению издержек, сокращению времени и повышению качества обслуживания клиента, а также повышению уровня безопасности системы ДБО. На Западе такие примеры есть, в российской практике их практически нет, но мы разработали и уже демонстрируем клиентам рабочую модель, отмечая их заинтересованность. У нас высокая точность распознавания речи достигается за счет применения нейронных сетей и подключения больших лексиконов, а верификации голоса – за счет взаимодействия с системой распознавания речи и адаптации отпечатков к шуму.

Развитие ДБО в России учитывает мировой опыт, имеет свои особенности и инновации. Компания BSS, с одной стороны, ближе к своим заказчикам – российским банкам. Мы четче понимаем их потребности, лучше реализуем изменения требований нашего законодательства. При этом мы активно изучаем и перенимаем опыт лучших зарубежных практик и решений по ДБО. Поэтому можно утверждать, что наиболее предпочтительным решением ДБО для российского банка будет именно решение от российского вендора. Вся история компании BSS с ее почти 60% долей рынка ДБО в сегменте топ-100 в нашей стране является тому подтверждением.

Вернуться на главную страницу обзора