oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2014

Валерий Мендус

Валерий Мендус:
ИТ-бюджет не изменился, но затраты на проекты сокращены

Экономический кризис не повлиял на ход автоматизации одного из лидеров финансовой отрасли. Однако бюджет как уже имеющихся, так и стартовавших в 2015 году ИТ-проектов сокращен на 20%. Предпочтение отдается отечественным решениям. Вице-президент ВТБ24 Валерий Мендус рассказал об ИТ-проектах, выполненных операционным департаментом банка в 2014–2015 гг. Среди них расширение электронного взаимодействия с ФНС и ФССП, создание электронного архива.

CNews: Как непростая экономическая ситуация повлияла на ход информатизации банка? Как изменился бюджет ИТ-проектов операционного департамента на 2015 год?

Валерий Мендус: Влияние кризиса на текущие ИТ-работы чувствуется. Но поскольку бюджетное планирование в банке, в основном, происходит в рублях, колебания курсов валют не повлекло за собой серьезных изменений.

По всем ведущимся в 2015 году проектам решено снизить затраты на 20%, а новые проекты, инициируются с меньшими бюджетами. При этом подчеркну, что ни один проект не закрылся.

Мы оптимизировали бюджет, чтобы продолжить работу без увеличения затрат. В частности, перешли на использование более дешевого дискового пространства для электронного хранения некоторых видов документов. При этом основные технические характеристики электронного архива были сохранены. Мы провели анализ требований к документам с точки зрения быстродействия и определили типы документов, которые можно хранить на более медленных и, соответственно, более дешевых дисках без потери качества.

CNews: Намерены ли вы следовать тенденции импортозамещения ПО и АО?

Валерий Мендус: Как таковой задачи по импортозамещению нет, но при замене ПО на более современное, при оптимизации текущих задач и старте новых проектов банком в первую очередь рассматриваются продукты российских производителей. Только при отсутствии решений, обеспечивающих ключевые требования банка по функциональности, производительности, информационной безопасности, рассматриваются продукты зарубежных производителей.

CNews: Каковы стратегические бизнес-задачи операционного департамента ВТБ24 в среднесрочной перспективе?

Валерий Мендус: Основные бизнес-задачи операционного департамента ВТБ24 определяются стратегией развития банка, которая предусматривает на 2013–2016 годы существенный рост масштабов бизнеса, повышение качества обслуживания клиентов, поддержание высокой эффективности и переход к целевой ИТ-архитектуре.

Для достижения этих целей в среднесрочной перспективе перед департаментом стоят следующие стратегические бизнес-задачи: обеспечение непрерывности ключевых процессов банка с учетом роста объемов бизнеса и потребностей клиентов; повышение эффективности операционной деятельности.

CNews: Какие конкретно ИТ-проекты призваны помочь в достижении поставленных целей?

Валерий Мендус: Мы используем различные методы и инструменты. Среди них – единая операционная модель, стандартизация операционных процессов; системный подход к управлению качеством операционной деятельностью; непрерывное совершенствование на основе технологий LEAN; разумная автоматизация оптимизированных и стандартизированных процессов; повышение качества сервиса там, где это экономически оправдано; сохранение и развитие кадрового потенциала департамента.

В этом перечне реализация ИТ-проектов занимает ключевое место. Из основных, в которых осуществляются задачи департамента, можно назвать следующие: электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой (ФНС) и Федеральной службой судебных приставов (ФССП); электронный архив.

CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее о каждом из перечисленных ИТ-проектов.

Валерий Мендус: Одно из ключевых направлений банка – налаживание электронного взаимодействия с ФССП. В 2010 году ВТБ24 и ФССП России разработали и реализовали технологию централизованного электронного обмена сообщениями о розыске должника на федеральном уровне. Сегодня ВТБ24 с минимальными трудозатратами обрабатывает от 3 до 6 млн запросов ФССП в месяц. Схема нашла широкое применение, технологию используют более 50 банков в стране, в результате повысились оперативность и эффективность сбора задолженности.

Валерий Мендус: При замене ПО на более современное, при оптимизации текущих задач и старте новых проектов банком в первую очередь рассматриваются продукты российских производителей

В 2014 году в централизованный электронный обмен ВТБ24 и ФССП был включен новый вид документа – постановление об обращении взыскания (снятии обращения взыскания) на денежные средства на счетах должника.

В январе 2015 года в обмен ВТБ24 и ФССП включен еще один вид документа – постановление об аресте (снятии ареста) денежных средств на счетах должника. В апреле 2015 года запущен пилотный проект на базе Пресненского УФССП России по Москве, который планируется завершить в июле 2016 года. К 1 июня 2015 года постановления о взыскании тиражированы на 24 территориальных органа ФССП России.

В результате будет налажен автоматический электронный обмен банка с ФССП постановлениями об аресте, взыскании с тиражированием документов во всех субъектах страны. Будет организован обмен информацией о ходе исполнительного производства, за которое отвечает банк.

Замечу, что наличие и развитие технологий централизованного электронного обмена между банками и ФСПП очень важны как для финансовых организаций, так и для ведомства. Банки получают возможность существенно снизить административную нагрузку, непрофильные расходы за счет сокращения затрат на обработку постановлений, а ФССП повышает скорость и эффективность сбора задолженности.

Ожидается, что автоматизация сэкономит до i6,2 млрд в год, которые иначе потребовались бы на организацию ручного труда. Ожидаемый прирост сбора на этапе исполнительного производства по рознице – 1,3%, что в абсолютном выражении может составить до i185 млн в год.

Еще одно ключевое направление для ВТБ24 – налаживание электронного взаимодействия с ФНС.

В 2014 году банк выполнил требования ФНС по обязательному уведомлению об открытии/закрытии/изменении счетов физлиц. При этом новый функционал по электронному документообороту с ФНС реализован без привлечения дополнительного персонала.

Для понимания масштабов задачи: с 1 июля по 31 декабря 2014 года в ФНС передано 11,6 млн сообщений. За полгода потенциальная экономия за счет предотвращения роста численности сотрудников составила i539 млн, а потенциальная экономия за счет нереализованных налоговых рисков (неисполнение требований Налогового Кодекса РФ) составила i465,2 млрд.

В 2015 году мы планируем внедрить последние изменения ФНС и Банка России в текущие форматы обмена запросами, решениями, поручения на перечисление налога. Также включим в процесс обмена новые виды документов – например, запросы по физлицам, требования на перечисление налога. Планируется обрабатывать около 154 тыс. запросов в отношении физлиц в месяц. На ручную обработку этих данных потребовалось бы 146 человек. Стоимость новых сотрудников составила бы i131,4 млн в год.

Наладить электронный документооборот с ФНС, ФССП было очень непросто, поскольку требовалось аккумулировать информацию из множества систем банка. То есть требовалась сложная интеграция с системой обработки информации и документов. При этом учтите, что формат обмена постановлениями не был отработан на других банках. Решение было создано на базе платформы Oracle.

Что касается электронного архива, сейчас в банке используется система бумажного и электронного хранения документов с использованием СЭД DocsVision и технологий Syntellect Ultravews и Tessa, которая охватывает более 10 функциональных блоков. Это электронный архив клиентских и продуктовых досье; система управления архивом бумажных документов и логистикой документов из точек продаж в центры хранения; электронный архив документов по валютным сделкам; электронный архив запросов госорганов; электронный архив скан-образов паспортов и доверенностей клиентов – физических лиц; архивы электронных документов по проблемным кредитным сделкам, зарплатным проектам и договорам эквайринга; система согласования распоряжений на оплату по хозяйственным договорам; система согласования хозяйственных договоров.

С СЭД работают около 30 тыс. пользователей, система хранит и обрабатывает до 150 млн документов, ежедневно количество документов увеличивается на 30 тыс. Эффект от создания электронного архива можно оценить в разных категориях: экономический эффект за 2014 год – i115,03 млн; за счет экономии бумаги сохранено 20 553 деревьев – целый лес; сэкономлено 206 МВат/час электроэнергии – потребление семьи из трех человек в течение 55 лет.

Основной задачей развития электронного архива в 2015 году является организация электронного хранения и маршрутизации на обработку досье рассчетно-кассового обслуживанию юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас ставится задача разработчикам. Ожидается, что в результате проекта сократятся накладные расходы банка, затраты на строительно-монтажные работы, аренду на i39 млн в год.

Вернуться на главную страницу обзора