Спецпроекты

«Лаборатория Касперского»: этим летом дети впервые заинтересовались радиацией

Безопасность Пользователю

Как выяснила «Лаборатория Касперского», в эти летние каникулы российских детей в интернете больше всего интересовало видео на YouTube, новые сериалы и фильмы, а также музыка и общение в социальных сетях.

Существенную долю времени в интернете они также потратили на изучение ассортимента онлайн-магазинов. А вот всевозможными неподходящими темами типа эротики и порно, алкоголя и наркотиков, насилия и азартных игр, дети интересовались гораздо меньше, чем этого традиционно опасаются родители.

Проанализировав анонимизированые поисковые запросы детей, эксперты «Лаборатории Касперского» пришли к выводу, что этим летом они чаще всего искали какие-либо фильмы и сериалы – 22% от всех запросов в поисковиках. В большинстве случаев дети интересовались новым фильмом про Человека-паука, который вышел на экраны в конце июня. Также их внимание было направлено на диснеевскую экранизацию Алладина и третью часть боевика про Джона Уика.

Что касается сериалов, то в России, как в общем и во всём мире, юные пользователи чаще всего искали новый сезон «Очень странных дел» от Netflix. При этом их интересовал не только сам сериал, но и информация о молодых актёрах, многие из которых являются их сверстниками. На втором месте по популярности у детей оказался мини-сериал от HBO «Чернобыль». Любопытно, что на фоне успеха этого сериала дети стали интересоваться радиацией и всем, что с ней связано, – в их поисковых запросах появились слова «радиоактивный», «радон» и другие подобные, которые раньше не попадали даже в десятку тысяч наиболее популярных.

«Наличие более узких запросов по темам свидетельствует о том, что дети задаются вопросами «почему?» и «как это устроено?». А значит, при обсуждении с ними вопросов безопасности в сети недостаточно просто запрещать. Запрет только подогреет их интерес к теме и подстегнёт к изучению», – отметила Ольга Бочкова, детский психолог, руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой.

Судя по всему, летом у детей появляется больше времени на сёрфинг в интернет-магазинах. Как свидетельствует общемировая статистика «Лаборатории Касперского», в среднем в течение года на категорию «Электронная коммерция» пришлось около 9% поисковых запросов; летом же этот показатель вырос почти до 13%, а в России даже почти до 20%. Самыми популярными запросами, связанными с темой шопинга, стали Amazon, eBay и AliExpress. Из брендов одежды и обуви дети больше всего интересовались Vans, Gucci, Zara, H&M, Off-White и Balenciaga. Из техники же их привлекала продукция Apple и Samsung.

Что касается компьютерных игр, то, согласно статистике, летом произошёл небольшой спад этой активности. Но это вовсе не говорит о том, что дети стали меньше играть. Дело в том, что они всё быстрее переходят на мобильные платформы. Эта тенденция подтверждается, в частности, результатами опроса** «Лаборатории Касперского»: 57% детей в России предпочитают играть в видеоигры на смартфоне, а 29% – на планшете. При этом почти половина ребят (47%) играет каждый день по 1-2 часа, а 9% проводят за играми всё свободное время. А как показывает статистика поисковых запросов, наибольшей популярностью у детей пользуются такие игры, как Minecraft, Roblox и Fortnite.

Одной из любопытных тенденций по итогам этого лета стало повышенное внимание детей к теме приватности и анонимности в сети: в топ их поисковых запросов попали, например, такие слова, как Proxy и Tor. Эксперты отмечают, что в целом интерес юных пользователей к этой теме растёт, хоть и довольно медленно.

«Дети прекрасно осведомлены о том, что происходит в мире. Многие громкие интернет-события этого лета не остались без их внимания. К примеру, 100 миллионов пользователей игры Roblox – это по большей части дети. А на заре социальной сети TikTok её основными пользователями были именно школьники, и уже позднее этот тренд подхватили взрослые, – сказала Анна Ларкина, эксперт «Лаборатории Касперского» по контентному анализу. – Изучая интересы своих детей, мы можем не только узнать о том, что волнует именно их, но и открыть для себя много новых вещей. Так у родителей появляется возможность обсудить с ребёнком те темы, которые интересуют именно его. А доверительные отношения и открытый разговор – это залог того, что ребёнок будет рассказывать близким не только о том захватывающем, что он нашёл в сети, но и о том, что вызывает у него сомнения или опасения».

Оградить детей от нежелательного контента и прочих интернет-опасностей можно с помощью решения Kaspersky Safe Kids. Этот продукт «Лаборатории Касперского» распознаёт и блокирует множество актуальных киберугроз, фильтрует нежелательный контент и предотвращает онлайн-контакты с потенциально опасными незнакомцами. Кроме того, с помощью этого решения родители могут быть в курсе публикаций ребёнка и изменений в списке его друзей в социальных сетях, а также узнавать его местоположение в режиме реального времени.



Технология месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»