Статья

Российский игровой рынок: "коробочные" продажи сдуваются

Бизнес E-commerce Финансовые результаты Розница
мобильная версия

Стремительный рост рынка видеоигр не означает, что все его сегменты чувствуют себя одинаково хорошо. Хотя большая часть продаж все еще приходится на ритейл, увеличение идет во многом благодаря росту социального и онлайнового сегментов. Впрочем, сегодня игры в социальных сетях и онлайн-проекты не прибавляют в популярности так быстро, как это было пару лет назад. Лидерство по скорости роста у них отобрали игры для мобильных устройств.

Впрочем, другие игроки не столь высоко оценивают состояние российского онлайна. Президент Nikita Online Никита Скрипкин дает оценку всего в 350-380 млн долларов.

Представитель еще одной крупной игровой компании онлайн-рынка неофициально заметил, что в 2011-ом впервые за последние годы наметилось падение темпов роста рынка клиентских онлайновых игр. Это связано, в первую очередь, с пресыщением пользователей однообразными ролевыми проектами, излишне требовательными к их вниманию.

"Рынок клиентских многопользовательских ролевых игр сейчас достаточно медленно развивается – его рост составляет не более 20% в год", - прокомментировал Сергей Орловский. Так что клиентский онлайн растет в основном за счет сессионных ММО, получивших широкое распространение во многом благодаря использованию популярных решений из сетевых игр (к примеру, привычный игровой процесс Counter Strike был перенесен на онлайновую основу создателями Cross Fire).

Рынок социальных игр

Сегмент игр в социальных сетях, чрезвычайно интенсивно развивавшийся в 2009-2010 годах, в 2011-ом хоть и замедлил темпы роста, но продолжил свое развитие. Среди факторов, сдерживающих темпы роста "социального" рынка - значительное увеличение расходов на разработку и рекламу, высокая конкуренция и, в связи со всем этим, рост рисков.

Размеры сегментов российского игрового рынка в 2011 г., в млн. долл.

Источник: Newzoo, 2011 г.

По мнению Георгия Белоглазова, директора компании KramBamBoo! Games, некоторый спад на рынке вполне возможен в нынешнем году. Ему будут способствовать такие факторы как "пресыщение основной массы пользователей сеттингами и виртуальными товарами социальных игр и миграция значительной части разработчиков, особенно балансирующих на грани самоокупаемости, на мобильные платформы".

Что касается оборотов рынка социальных игр, то они, как считает Белоглазов, достигли в 2011 году 140-160 млн долларов. "В прошлом году можно было наблюдать развитие успешных проектов, укрепление их позиций, а также значительный рост рекламных доходов приложений", - говорит Георгий. В целом его цифры также совпали с ожиданиями аналитиков Newzoo.

Ритейл

Руководитель игрового направления фирмы "1С" Николай Барышников оценил российский ритейл в 360-420 млн долларов, считая ПК и консоли вместе. "Точно раскрыть деление по платформам (ПК, консоли) я затрудняюсь", - прокомментировал он. – "Мы имеем дело с динамикой: доля ПК на рынке сокращается, в то время как консоли, наоборот, набирают "вес". Кроме того, рыночная доля той или иной платформы скачет от квартала к кварталу, поскольку тут многое решает график выхода хитов игрового рынка".

Главный тренд 2011 года, согласно мнению Барышникова, – рост консольного бизнеса и сильное сокращение доли ПК. В 2012 году рост консольного сегмента в России значительно ускорится. Ключевыми факторами развития станут запуск новой платформы PSP Vita, открытие производства Blu-Ray дисков для PS3 в Калужской области и вероятное открытие локального производства Microsoft.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на коробочные игры, стала растущая популярность цифрового распространения. "Доля цифровой дистрибуции в 2011 году составила 10-15% от всего рынка, показав рост в 50-100% в зависимости от площадки", - говорит Николай Барышников.

"Активней всего рос Steam, - считает Орловский. - На конец года только его объемы составили порядка 100 млн долларов".

Мобильный рынок

Рынок мобильных игр (правильнее было бы говорить о рынке игр для смартфонов и планшетных компьютеров) в России на данный момент растет менее стремительно, чем рынок социальных игр пару лет назад. Это вполне объяснимо. На момент формирования у него не было гигантской базы лояльных пользователей, как у ПК.

Иными словами, рост игрового мобильного рынка напрямую зависит от роста продаж смартфонов в России. Кроме того, до последнего времени самой покупаемой маркой подобных устройств была Nokia, чей магазин мобильных приложений никогда не пользовался популярностью среди пользователей.

В этом смысле 2011 год стал переломным. Число смартфонов на руках у населения достигло 7,7 млн устройств - в два раза больше, чем в предыдущем году. Таким образом, в России возникла полноценная база, потенциально способная приносить деньги за продукты, рассчитанные на локальный рынок.

Все это в целом позволило российскому рынку мобильных игр за год вырасти вдвое. Причем, по мнению Павла Ряйкконена, директора по дистрибуции компании Nevosoft, основным драйвером роста стал Apple App Store Russia.

"По моим оценкам, оборот российского рынка игр для iOS в ценах для конечных пользователей за 2011 год составил порядка 20-23 млн. долл. Если говорить о рынке игр для смартфонов и планшетов всех производителей, то, думаю, его оборот не превышает 30 млн. долл. за 2011 год", - утверждает Ряйкконен.

Учитывая, что доля Apple на российском рынке смартфонов составляет примерно 6% - как по данным МТС, так и по информации от сети "Связной" - это говорит о высоком потенциале рынка. Кроме того, официальные данные по продукции Apple, скорее всего, сильно занижены, поскольку не учитывают оборот серого рынка, на котором особой популярностью пользуются телефоны купертиновской компании. Но этот фактор на игровом рынке сказывается только положительным образом, поскольку российские пользователи "серых трубок", как правило, пользуются российской версией App Store, а значит, платят деньги российским производителям игр.

"Уверен - рост продолжится, - подытоживает Павел Ряйкконен. – Многие российские потребители сменят "просто телефоны" на смартфоны. Вырастет популярность планшетных компьютеров. Кроме того, стоит ожидать увеличения их активности в связи с ростом культуры потребления: те, кто раньше использовал смартфоны только для того, чтобы звонить, начнут скачивать приложения. Так что ожидания от 2012 года в этом направлении самые позитивные - думаю, стоит ожидать роста более чем на 100%".

Александр Семенов