Разделы

Бизнес Кадры ИТ в госсекторе Импортонезависимость

Денис Хадасков, HD Tech: В России исторически сложилось, что инновации появляются в финансовых компаниях

Генеральный директор ИТ-компании HD Tech Денис Хадасков — о перспективах развития ИТ-отрасли, цене разработки инновационных решений и месте новых ИТ-компаний на ландшафте отрасли.

CNews: Денис Александрович, ваша компания существует уже год. Расскажите, какие задачи стояли перед ней и удалось ли их достичь за прошедший период?

Денис Хадасков: Начать разговор о целях компании стоит все же с понимания, куда двигалась отрасль последние лет десять. Началось все со стремления перевести на цифровые рельсы каждый аспект общественной жизни, бизнеса, взаимоотношений между государством и гражданами. Этот процесс пошел с огромной скоростью, при этом каждый участник его делал что-то свое, самостоятельно выбирал инструменты для решения стоящих перед ним задач.

В результате через несколько лет мы получили лоскутное одеяло из всевозможных технологий и целых стеков, часто плохо сочетающихся друг с другом. И в определенный момент в отрасли появилось понимание порочности этого пути. Без отсутствия регулирования, стандартизации мы очень быстро пришли бы к ситуации, когда силы и средства будут направлены лишь на поддержание работоспособности имеющегося зоопарка решений, ресурсов на развитие просто не останется.

Несколько лет назад отрасль начала эволюционное движение в сторону создания общих пространств, единых платформенных решений. И вот момент начала этого движения, это был 2020-2021 годы, можно считать и моментом концептуального рождения нашей компании, моментом формирования идеи создания современного платформенного решения для автоматизации процесса разработки программного обеспечения.

И если подводить итоги первого года, то можно отметить два параллельных процесса — выстраивание и отладка бизнес-процессов, прохождение различных административных процедур с одной стороны и тестирование, что называется, на бою, нашего флагманского продукта, платформы разработки «Марлин».

Денис Хадасков, HD Tech: Для российского рынка мы делаем действительно уникальные продукты

Мы успешно прошли процедуру аккредитации в качестве ИТ-компании, вошли в реестр ответственного ПО Минцифры РФ. Мы провели несколько пилотных проектов платформы Марлин, получили обратную связь и внесли необходимые доработки в систему. И, очень важный момент, мы завершили процесс формирования ядра команды и перешли к этапу формирования целевых команд производственных и бизнес-подразделений.

CNews: Какая сейчас ситуация на рынке ИТ-талантов? Чувствуете изменения, если сравнивать с 2022 годом и ранее?

Денис Хадасков: Определенный дефицит кадров, безусловно, сохраняется, однако я вижу, что сам тренд несколько изменился. Если в 2022 году углубление дефицита произошло главным образом из-за отъезда многих специалистов, то сейчас причина дефицита кроется в возвращении к прежним производственным показателям. Российский ИТ-рынок адаптировался к новым условиям, начал обратное движение к равновесию, что послужило причиной роста спроса на квалифицированные кадры — бизнес определил новые вектора развития и начал активный набор под новые задачи.

Из интересного я хочу отметить остановку необоснованного роста заработных плат, рынок постепенно остывает. Еще один факт — соискатели стали больше проявлять интерес к сути проекта, к бизнесу компании, чем к вопросам компенсации и социальному пакету. Это, конечно, не значит, что завтра можно будет набирать людей за половину от рыночной стоимости и отказывать в банальных вещах вроде ДМС, но люди стали больше обращать внимание на контекст своей деятельности, на пользу и удовлетворение, как результаты их работы. Человек хочет осознавать, что причастен к чему-то большому, а не просто сидеть и писать код.

CNews: А как обстоят дела с молодыми специалистами? Кто сейчас идет из вузов в отрасль?

Денис Хадасков: Еще одно крайне интересное наблюдение — существенный рост числа молодых специалистов, которые ищет стажировочные программы и место для прохождения преддипломной практики. Мы активно взаимодействуем с ИТ-колледжем Сириуса, проводит на базе учебного заведения различные мероприятия для привлечения студентов. И если еще несколько лет назад мы сталкивались или с простым желанием «попасть в ИТ, чтобы много зарабатывать» или с достаточно ленивым отношением к минимальным требованиям, то сейчас молодые люди в первую очередь интересуются проектами компании, используемым стеком технологий, этапами роста специалистов внутри компании. Студенты и молодые специалисты стали более зрелыми.

CNews: Но ведь всегда есть риск, что такой стажер, а в дальнейшем сотрудник получит необходимый опыт и пойдет дальше, искать чего-то большего.

Денис Хадасков: Конечно, такой риск существует. Но если грамотно построить HR-стратегию, понимать, для какой роли эти специалисты набираются в команды, то риски ухода такого сотрудника если не нивелируются, то точно переходят в разряд управляемых.

CNews: Вы прошли уже достаточно большой путь, при этом официально компания появилась лишь в начала прошлого года. Как ИТ-компании сейчас выходить на рынок, как не стать «еще одной ИТ-компанией»?

Денис Хадасков: Здесь все достаточно прозаично — если бизнес-модель компании построена на продажи чужих решений, то в таком случае выйти за пределы статуса «еще одной ИТ-компании» практически невозможно. Это уже состоявшийся рынок, где с одной стороны есть крупные признанные игроки, с другой — компании меньшего масштаба, но при этом обеспечивающие свою долю рынка уникальными продуктами. И войти сейчас на рынок продажи и интеграции чужих решений на правах равного весьма и весьма затруднительно.

Если же компания выходит с предложением своей экспертизы и построенном на ней уникальным решением, то есть выступает в первую очередь разработчиком, а потом уже продавцом, то такой бизнес достаточно сложно назвать «еще одной ИТ-компанией». Наш случай достаточно показателен — мы стартовали на рынке в первую очередь с финтех-экспертизой и, как следствие, построенных на ней решениях, в том числе и с ИИ-компонентами. Сейчас ряд наших продуктов ориентирован главным образом на компании финансового сектора, но в дальнейшем мы видим перспективы на новых для себя рынках. В России исторически сложилось, что инновации появляются в финансовых компаниях и уже потом им находят применение в иных отраслях.

CNews: Страны СНГ сейчас активно идут по пути развития национального ИТ, при этом у них сохраняется доступ к иностранным ИТ-решениям. Не может ли получиться так, пока мы заняты разработкой своих аналогов, соседи на готовой базе обойдут нас с точки зрения развития ИТ-отрасли?

Денис Хадасков: Гипотетический риск конечно существует, но думаю, что он так и останется гипотетическим. Да, последние годы активно развивается ИТ-отрасль Казахстана, по большей части на базе банковской сферы. Значительный рост ИТ наблюдается в Узбекистане, где за прошедшие 2-3 года государство вложило значительные ресурсы в развитие национального ИТ-кластера и цифровой государственной инфраструктуры. Сюда же можно отнести бурный рост отрасли в Армении, где сосредоточено большое количество филиалов иностранных ИТ-компаний.

Однако развитие этих направлений началось относительно недавно, тогда как в России процесс шел по сути непрерывно. И безусловные достижения в странах СНГ во многом объясняются эффектом низкой базы и активным входом иностранного ИТ. Аналогичным был период становления и нашей технологической отрасли. Чем это кончилось — мы все видим. Какими бы замечательными и удобными ни были иностранные ИТ-решения, все это может одномоментно кончиться. И для стран СНГ этот удар будет куда более чувствительным, чем он стал для нас.

Кроме этого, внутренние рынки наших соседей обладают гораздо меньшей емкостью, а значит для дальнейшего развития отрасли необходим выход на рынки внешние. Какие страны могут покупать ИТ-продукты в этом регионе? Китай? Они сами активно экспортируют ИТ-решений. Россия? Опять нет, мы сами являемся одним из крупнейших региональных экспортеров ИТ. И это при том, что конкурировать странам с молодыми ИТ-отраслями необходимо еще и друг с другом.

CNews: То есть вы считаете, что мы сможем завершить процесс импортозамещения и при этом сохранить вектор развития? Мы вошли в идеальный шторм и выйдем из него без последствий?

Денис Хадасков: Если говорить о нашей отрасли, то процесс полного импортозамещения в сегменте программного обеспечения укладывается в пять-семь лет. Сюда я отношу и частичный переход на доработанные открытые решения, где это возможно, и конечно на выпуск собственных решений. По некоторым направлениям у нас, даже в условиях усложнившейся обстановки, конкурентов очень немного. Финансовые технологии, цифровые решения для транспортных систем. Здесь у нас действительно передовые решения по удобству, по уровню развития.

Сложнее обстоят дела с компонентой базой. В микроэлектронике мы, к сожалению, отстаем достаточно сильно и нет возможности быстро наверстать упущенное. И это, на мой взгляд, самый большой вызов для отрасли. Мы оказались в ситуации, когда по ряду направлений мы находимся в догоняющих, а по ряду — в мировых лидерах и сохраняем рост, обеспечиваем выпуск инновационных решений.

CNews: Вопрос инноваций всегда достаточно сложный. С одной стороны, выпускается передовой продукт, с другой — не совсем понятно, как его применить. Если говорить о вашем флагмане — системе автоматизации разработки ПО «Марлин», почему вы считаете его востребованным? Какие аналоги у него есть у нас в стране и в мире?

Денис Хадасков: Заниматься инновационной деятельностью без оглядки на рынок могут позволить себе лишь несколько корпораций в мире, да и там последние годы сохраняется тенденция сокращения бюджетов на инновационную деятельность. Если говорить о «Марлине», то у него есть аналоги за рубежом, однако они не обладают комплексностью. То есть там, где используем наш продукт, там необходимо внедрить несколько решений разных компаний, подружить их между собой и нанять дополнительных дорогостоящих специалистов для контроля работы этой связки.

Для российского же рынка мы делаем действительно уникальные продукты. Ключевая миссия нашей компании — обеспечение конкурентного преимущества российских ИТ-компаний в текущих сложных условиях. Мы хотим доказать, что отечественный ИТ-бизнес не просто может существовать в условиях беспрецедентного давления, но и сможет сохранить конкурентоспособность с мировыми брендами, которые продолжают развиваться, как уже стало ясно, в тепличных и подчас нерыночных условиях.

«Марлин» — живой пример создания инновации в сложных условиях. Мы изначально пошли не по пути создания продукта, который просто обеспечит прибыль. Задачу мы видели в разработке платформы, которая в первую очередь решит наши собственные потребности. И уже после стало ясно, что потребности в ускорении и удешевлении процесса разработки программного обеспечения есть не только у нас. Сейчас все мы оказались в условиях, когда скорость разработки ПО, возможность сократить затраты на его производство стали ключевыми преимуществами как внутри страны, так и за ее пределами.

Что же мы предлагаем упростить с помощью нашей платформы: «Марлин» обеспечивает автоматизацию выделения серверных и инфраструктурных мощностей. Платформа избавляет от необходимости нанимать дополнительных DevOps-специалистов, и только одно это очень существенно сократит затраты.
Платформа предоставляет набор типовых решений, что позволит нивелировать ситуацию, когда разные команды вынуждены раз за разом решать одну и ту же проблему. Наше решение позволяет решить ее однократно и в дальнейшем тиражировать решение. Это относится не только к проблемам – платформа может являться реестром готовых решений, когда сильная команда сделала идеальное решение, которое можно внедрить и в других направлениях.

Еще один момент – «Марлин» обеспечивает стандартизацию процесса разработки, когда все команды играют по единым правилам, но при этом работают с привычными инструментами. Платформа не ограничивает и не навязывает конкретные технологические стеки, но позволяет упростить процесс распределения ресурсов, упростить онбординг.

Если говорить о конкурентах, то конечно странно было бы считать, что наш продукт уникальный для мировой практики. За рубежом есть аналогичные решения, однако они не обладают комплексностью. То есть для того, чтобы получить функционал, близкий к «Марлину», необходимо будет один базовый продукт и два-три дополнения к нему. Причем это будут решения разных компаний, а значит необходимо будет заложить ресурсы на интеграцию и последующее тестирование. При этом полученная система будет требовательна к стеку разработки, сама по себе будет потреблять большое количество вычислительных ресурсов и специализированного обслуживания. Мы же предлагаем всеядное с точки зрения стека разработки решение с широчайшими возможностями для интеграции. В прошлом году мы запустили ряд пилотных проектов у крупных заказчиков, в том числе и в организациях с государственным участием и получили достаточно позитивные отзывы.

CNews: Вы упомянули государство, государственные организации в качестве потенциального заказчика. А если говорить о государственном участии в развитии ИТ-отрасли. Полностью ли действия власти покрывают запросы рынка или еще есть, куда расти?

Денис Хадасков: Вектор дальнейшего движения есть всегда. Сегодня со стороны государства, на мой взгляд, обеспечены исчерпывающие меры отраслевой поддержки, но, как всегда, есть нюансы. Новым и небольшим компаниям, мы это видим на собственном примере, все равно достаточно сложно развиваться. Какой бы экспертизой не обладала компания, насколько бы инновационным ни был ее продукт, работать с крупными государственными заказчиками все еще сложно, особенно в сфере 44 ФЗ, 223 ФЗ. Но я вижу предпосылки к перелому этого тренда и убежден, что ситуация будет отрегулирована в лучшую для небольших компаний сторону в обозримом будущем.

Еще один момент, где государство могло бы обеспечить дополнительную поддержку — выход за пределы отечественного рынка. У многих компаний есть амбиции и, что главное, конкурентные продукты, для экспансии на рынки дружественных стран Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.

erid:LjN8KHVcTРекламодатель: ООО «Высокие цифровые технологии»ИНН/ОГРН: 2367027900/1222300058419Сайт: https://www.hd-tech.ru/