Спецпроекты

На страницу обзора
Как создавалась региональная система межведомственного электронного взаимодействия Омской области

В ходе создания региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Омской области были реализованы все необходимые для региона сервисы. Всего на региональном портале гражданам доступно более 150 государственных услуг. По итогам функционирования системы в 2015 г. экономия при обработке и доставке адресатам документов достигла почти 4,5 млн руб.

Правительство Омской области среди приоритетных направлений развития выделяет работу по предоставлению государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса в удобной форме. Перед Главным управлением информационных технологий и связи Омской области ставятся и другие масштабные задачи: обеспечение эффективного исполнения государственных функций через создание государственных информационных систем, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные этапы проекта

Ввод информационной системы Омской области в эксплуатацию происходил поэтапно. На первом из них был осуществлен запуск системы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ Омской области). РСМЭВ Омской области обеспечивает получение сведений от федеральных органов исполнительной власти (ф-сведения); предоставление сведений со стороны региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в адрес федеральных органов исполнительной власти (р-сведения) и получение и предоставление сведений внутри региона, между региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (л-сведения).

Второй этап включал в себя запуск системы исполнения регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг (СИР).

Схема применения системы исполнения регламентов

risunok_11.png

Источник: Directum, 2016

На третьем этапе был осуществлен запуск регионального портала государственных услуг и сервис Омской области pgu.omskportal.ru. Основу портала составляет бизнес-решение «Directum: Региональный портал государственных услуг и сервисов».

Переход на СМЭВ 3.0 и новые электронные услуги

В 2015 г. стартовал проект по переходу на СМЭВ 3.0. Особенности СМЭВ 3.0 по сравнению с предыдущими версиями (СМЭВ 2.х) состоят в использовании механизма очередей электронных сообщений. Это позволяет информационным системам, участвующим в межведомственном взаимодействии, обмениваться данными в асинхронном режиме, без прямого взаимодействия, но с гарантией доставки запросов и запрошенных данных.

Сервисы, реализованные в СМЭВ 3.0

Владелец Наименование сервиса (Виды сведений)
Министерство внутренних дел РФ (МВД) Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске
Пенсионный фонд РФ (ПФР) Сервис предоставления сведений о размере выплат ПФР
Пенсионный фонд РФ (ПФР) Запрос СНИЛС
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) Сервис, принимающий сведения от лицензирующих органов о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) Сервис предоставления сведений об ИНН физического лица на основании полных паспортных данных
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) Сервис предоставления кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) Сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) Сведения из ГКН


Всего на региональном портале гражданам доступно более 150 государственных услуг. Госслужащие и муниципальные служащие используют более 50 сервисов для получения информации от федеральных органов исполнительной власти, более 20 сервисов для предоставления сведений федеральным органам власти и более 25 сервисов для обмена внутри региона.

В 2015 г. на региональный портал выведены новые электронные услуги:
  1. Заключение и расторжение договоров безвозмездной передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска в собственность граждан.
  2. Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов (в т.ч. под зданиями, сооружениями).
  3. Выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, находящегося на территории города Омска.
  4. Выдача решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
  5. Прием заявлений, документов, а также постановка на учет граждан, проживающих на территории города Омска, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  6. Предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с реорганизацией юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.
  7. Присвоение звания «Ветеран труда» с последующей выдачей удостоверения «Ветеран труда».
  8. Назначение инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  9. Предоставление права пользования участками недр местного значения для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
  10. Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, и земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.

Также была проведена интеграция системы исполнения регламентов с другими системами. Среди них программный комплекс «Катарсис» — базовый программный продукт для автоматизации службы занятости населения Омской области, электронный социальный регистр населения. В настоящий момент идут работы по интеграции системы исполнения регламентов с системой электронного документооборота администрации г. Омска.

Для облегчения интеграции с системами, которые не готовы к интеграции посредством веб-сервисов и объектной модели, предусмотрено стандартизированное решение по обмену файлами определенного формата через ftp-сервер.

Использование электронной подписи

Все запросы, отправляемые и принимаемые в рамках межведомственного взаимодействия, подписываются электронными подписями. В электронных сообщениях, передаваемых через СМЭВ, применяются квалифицированные электронные подписи. Во-первых, электронная подпись, формируемая от имени должностного лица органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии при оказании государственных услуг (служебного пользования, ЭП-СП). Во-вторых, электронная подпись, формируемая от имени органа государственной власти и органа местного самоуправления (ЭП-ОВ), участвующего в межведомственном взаимодействии при оказании государственных услуг. И в-третьих, электронная подпись, формируемая федеральным или региональным узлом СМЭВ при обработке электронных сообщений, передаваемых через нее (ЭП-СМЭВ и ЭП-РСМЭВ соответственно).

Для работы со СМЭВ со стороны системы Directum была разработана библиотека для формирования ЭП по формату ГОСТ Р 34.10-2001; хэша по формату ГОСТ Р 34.11-94. Библиотека используется для работы с криптопровайдерами «КриптоПро» CSP и ViPNet CSP.

При работе СМЭВ электронная подпись обеспечивает легитимность проведенных запросов, а также возможность их предоставления в судебных инстанциях в случаях с судебными разбирательствами или в рамках досудебного обжалования при жалобах граждан.

Данные подписи аналогичны собственноручным подписям этих сотрудников и подтверждают, в том числе, факт формирования электронного документа конкретным сотрудником ОВ в ИС ОВ.

Результаты, значимость и перспективы проекта

Система обеспечивает одновременную работу более 3400 пользователей. Все пользователи работают через веб-интерфейс системы Directum.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов» реализованы все необходимые для региона сервисы. Это 49 электронных сервисов для получения сведений от федеральных органов, 38 электронных сервисов для предоставления сведений от Омской области в адрес федеральных органов и 25 сервисов для предоставления и получения сведений внутри региона.

Если ранее гражданину надо было потратить, как минимум, несколько часов для получения сопутствующего документа, то сейчас время получения некоторых сведений с помощью системы составляет около 1 мин. Кроме этого, если в крупных поселениях и городах особых проблем с получением документов нет, то жителям малонаселенных пунктов, например сел, деревень, для сбора документов иногда надо потратить несколько дней и произвести оплату проезда. В этом случае эффект от реализации проекта более ощутим.

С 01 июля 2012 г., с вступлением в силу отдельных пунктов 210-ФЗ органам власти запрещено истребовать документы от заявителя при предоставлении государственных и муниципальных услуг. При этом вся нагрузка по сбору документов и сведений, требуемых для оказания услуг гражданам и юридическим лицам, легла на сотрудников органов власти и органов местного самоуправления.

Анализ, проведенный в Омской области, показал, что реальная длительность получения ф-сведений в бумажном виде составляет 12,5 рабочих дней, а реальная трудоемкость получения ф-сведений в бумажном виде составляет 3,5 часа. При средней длительности оказания услуги в 15 рабочих дней, бумажный вариант оставлял на реальную работу по услуге 2,5 рабочих дня. Дополнительная нагрузка на сотрудников при работе с запросами вынуждала ответственных специалистов работать сверхурочно, что могло привести к снижению лояльности и массовым увольнениям.

Развитие информационного общества в Омской области

Задача была решена за счет использования электронного межведомственного взаимодействия и реализации технологических процессов предоставления услуг, а реальная длительность предоставления услуги при этом сокращена в среднем на 5-10 рабочих дней.

По итогам функционирования системы в 2015 г. экономия при обработке и доставке адресатам документов составила 4 463 350 рублей (оценивалась экономия на услугах «Почты России» и печати документов). Количество обработанных документов составило 89 000 штук. Текущий расчет не учитывает экономии от исключения необходимости экспедиции бумажных документов, повышения эффективности работы государственных и муниципальных служащих и скорости предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ключевым направлением развития на сегодняшний день является перевод всей системы обеспечения межведомственного взаимодействия на работу по формату СМЭВ 3.0. Кроме этого, функционально развивается региональный портал госуслуг Омской области, на котором размещаются новые услуги.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2015 г.
Исполнитель Сумма контракта, ₽млн
1 Мегафон 4 442,75
2 Ростелеком 2 686,04
3 Ростелеком 2 180,23
Подробнее

Рейтинги

Топ-10 крупнейших отмененных и несостоявшихся федеральных открытых ИКТ-закупок в госсекторе, объявленных в 2015 г.
Вид тендера Предмет контракта
1 Аукцион Поставка техсредств автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.
2 Конкурс Создание АИАС «Информационный центр СК»
3 Аукцион Обеспечение, обслуживание и доработка комплексов автоматизации и аппаратно-программных средств систем боевого управления и автоматизированных систем военного назначения в 2015-2017 гг.
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2016
№ 2015 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2015 г., ₽тыс.
1 Техносерв 15 639 427
2 Cognitive Technologies 14 998 688
3 Систематика 9 489 214
Подробнее