СNews: Какие предпосылки подтолкнули вас к разработке «Астерос Контакт Авиа»? С чего все начиналось?
Владимир Кутинский: Начнем с того, что аэропорты находятся в постоянном поиске новых возможностей для повышения эффективности своей деятельности и уровня обслуживания пассажиров. Для этого анализируются все аспекты текущей бизнес-модели и исследуются новые способы оптимизации и снижения затрат. Исторически для аэропортов все начиналось с так называемой эксклюзивной модели (Exclusive Use model) использования ресурсов, то есть со стоек регистрации, оборудования, места в аэропорту, выходов на посадку и так далее. В такой модели ресурсы закреплялись за каждой авиакомпанией, и она становилась их единственным пользователем. Будучи предпочтительным для авиакомпаний, такой подход создавал ряд сложностей для аэропорта, так как не позволял ему распоряжаться собственными ресурсами с максимальной утилизацией. В результате, при большой загрузке тех же стоек регистрации для одной авиакомпании их могло не хватать, в то время как стойки, выделенные для другой авиакомпании, попросту простаивали. Более того, с какого-то момента аэропорт мог и вовсе прекратить расширение своих услуг по обслуживанию новых авиакомпаний и введению дополнительных рейсов, так как сделать это можно было только за счет отказа от уже существующих услуг или за счет ожидания высвобождения занятых ресурсов.
Эти факторы привели к постепенному появлению так называемой модели общего пользования (Common Use model), в рамках которой все ресурсы аэропорта доступны всем авиакомпаниям. Основная идея такой модели состоит в минимизации простоя и, соответственно, максимальной утилизации ресурсов аэропорта.
СNews: То есть все аэропорты сегодня работают по модели совместного использования ресурсов?
Владимир Кутинский: Степень реализации модели общего пользования в разных аэропортах разная и может занимать промежуточные позиции со смешанным использованием ресурсов. Одним из шагов в реализации общей модели является наличие в аэропорту систем CUTE – Common Use Terminal Equipment. Эти системы берут на себя все задачи взаимодействия с терминальным оборудованием и позволяют, например, использовать на стойках регистрации для всех авиакомпаний единый набор принтеров багажных бирок и посадочных талонов, сканеров и ПК. По сути, CUTE-системы – это определенный уровень абстракции над оборудованием.
«Астерос Контакт Авиа» – это следующий, еще более прогрессивный шаг в рамках Common Use модели. Наша разработка позволяет аэропортам абстрагироваться теперь уже от различных бизнес-систем, использующихся на стойках регистрации. «Астерос Контакт Авиа» представляет собой унифицированный единый интерфейс для агентов аэропорта, а все вопросы их взаимодействия с разнородными, а иногда и попросту древними DCS-системами регистрации пассажиров она берет на себя.
СNews: То есть получается, что теперь не важно, на какой стойке регистрироваться на рейс?
Владимир Кутинский: Абсолютно не важно. В тех аэропортах, где используется «Астерос Контакт Авиа», регистрация авиапутешественников может быть произведена на любых стойках, для любых авиакомпаний. Оператор просто оперативно переключается между рейсами, открытыми для регистрации, и распечатывает ваш посадочный талон. Дополнительно наша система дает возможность аэропортам сократить затраты и свести к минимуму сложности, связанные с обучением персонала навыкам работы с различными DCS-системами, так как теперь им необходимо уметь работать только с одним графическим интерфейсом.
То есть наше решение – это такой «переводчик» с языка любой системы регистрации на единый язык интерфейса «Астерос Контакт Авиа».
CNews: Сколько времени ушло на разработку «Астерос Контакт Авиа»? На какой стадии находится проект?
Владимир Кутинский: Мы начали работать над ним в 2012 году. Сейчас проект завершен и «Астерос Контакт Авиа» полностью готов к использованию в аэропортах. На сегодняшний день наша система поддерживает пять DCS-систем, включая SDCS, Sabre, Amadeus Altea, российская Астра и турецкая Troya. Именно этими системами пользуется большинство международных авиакомпаний. Более того, мы без проблем адаптируем свою разработку к любой другой DCS-системе при наличии такой потребности со стороны аэропортов.
CNews: Мы знаем, что «Астерос Контакт Авиа» – это продукт «Астерос Лабс», резидента фонда Сколково. Каково участие фонда в этом проекте?
Владимир Кутинский: Фонд Сколково не финансировал непосредственно этот проект. У нас есть платформа «Астерос Бизнес Контакт», в которой сосредоточена основная технологическая возможность всех наших решений. Особенность этой платформы – фронтальная интеграция, с ее помощью мы можем взаимодействовать с разными сторонними системами. Сколково поддерживало разработку именно этой платформы.
CNews: Каковы функциональные возможности решения?
Владимир Кутинский: Когда мы начали работать с аэропортами, то поняли, что у нас получается не один, а несколько продуктов. Если начинали мы с продукта для стоек регистрации, то в процессе появилось решение «Мобильный агент». Оно призвано сократить очереди на стойках регистрации в пиковые периоды. С его помощью мобильный агент – сотрудник или сотрудница аэропорта – c планшетом в руках и портативным принтером на поясе регистрирует пассажиров не за стойкой, а прямо в очереди или в зале терминала. Посадочный билет распечатывается и выдается пассажиру на месте.
Еще один продукт, появившейся в процессе работы в авиационной индустрии, помогает аэропорту собирать статистику. Важно знать, сколько людей прибудет в аэропорт, сколько прибыло фактически, кто они (пол, возраст) и многое другое. Наше решение позволяет выгружать эти данные из систем авиакомпаний и передавать в обезличенном виде в общую базу данных аэропорта. Мы называем это решение модулем статистики по пассажирам.
Еще один шаг в сторону реализации Common Use модели для аэропортов – наши продукты для стоек сдачи багажа (Baggage Drop-Off), киосков самостоятельной регистрации (Self-service kiosks) и выходов на посадку (Gates).
В наших ближайших планах – создание соответствующих облачных SaaS-сервисов, которые позволят аэропортам еще больше снизить свои капитальные затраты и оптимизировать операционные расходы. Работа в этом направлении уже началась.
СNews: Как эти решения могут изменить бизнес-процессы аэропортов?
Владимир Кутинский: Помимо очевидного удобства работы для агентов, наши решения позволяют организовать так называемую раскрепленную регистрацию (Common Check-in). В этом случае есть всего одна общая очередь к стойкам регистрации, и пассажир идет на ту, которая свободна или где меньше людей. В итоге среднее время, проведенное пассажиром в очереди, снижается.
CNews: Какие параметры удалось оценить в рамках «пилотной» эксплуатации решения?
Владимир Кутинский: Мы проверяли такие показатели, как скорость работы агентов с системой «Астерос Контакт Авиа» и скорость их обучения навыкам работы с ней. Дополнительно мы собирали и анализировали отзывы самих агентов об их опыте работы с нашей системой. Результаты по всем этим показателям устойчиво положительные.
Дополнительно нами была построена модель окупаемости инвестиций ROI. Основная экономия и, как следствие, окупаемость идут за счет снижения расходов на обучение агентов и сокращения затрат на дополнительные стойки, которые могут быть заменены мобильным агентом. Фонд оплаты труда экономится не только за счет сокращения штата агентов, но и за счет повышения их производительности. Средний показатель ROI составил 78%.
Следует отметить, что окупаемость зависит от масштаба аэропорта. Чем больше аэропорт, тем быстрее окупаются расходы на внедрение системы в силу большего пассажиропотока и большего размера штата агентов регистрации. Для аэропортов размера, сравнимого с Шереметьево, согласно нашим расчетам, окупаемость достигается за полтора года. Для аэропортов меньшего размера это, в основном, два года.
CNews: Какие конкурентные решения для «Астерос Контакт Авиа» существуют на российском и международном рынках?
Владимир Кутинский: На российском рынке их нет. А на международном рынке наиболее популярны два решения – SITA Handler CLF и Damarel Babel CLF. У них другая технология реализации, она основана на прямом обращении к серверам DCS-систем, что требует больше согласований с авиакомпаниями и подразумевает более длительный период подключения новых DCS. Нам же не нужно ничего, кроме обычного доступа к уже существующей инфраструктуре на стойках регистрации. Дополнительным минусом этих систем является отсутствие интеграции с российскими DCS.
CNews: Эти системы используются в российских аэропортах?
Владимир Кутинский: Частично, насколько нам известно. Так, SITA Handler CLF используется в Домодедово, а Damarel Babel CLF – в Уфе. Однако в обоих случаях они используются для очень локальных задач. В Домодедово система применяется на стойке «Drop off», а в Уфе – для Troya DCS, которая настолько сложная, что CLF-решение было приобретено исключительно для работы с ней.
CNews: Каков опыт внедрения вашего решения?
Владимир Кутинский: Пилотные внедрения прошли в аэропортах Шереметьево и Минеральных Вод. В аэропорту Уфы с января этого года запущен полноценный коммерческий проект. Плюс мы занимаемся внедрением «мобильного агента» в терминалах Е и F аэропорта Шереметьево.
Кстати, недавно «мобильный агент» был апробирован в рамках конкурса «Лучший в профессии» для агентов регистрации аэропортов ПФО. Участникам, которые впервые видели наше решение, предлагалось зарегистрировать пассажиров, используя наше решение для планшетов. Благодаря простому интерфейсу задание не вызвало затруднений у участников конкурса. Регистрация «в первый раз» заняла порядка 20–50 секунд. Собственно, лучший показатель, 20 секунд, и был победителем.
СNews: Планируете ли вы с этим решением выходить на международный рынок?
Владимир Кутинский: Да, мы активно занимаемся проработкой этого направления и плотно работаем с компаниями SITA и ARINC, основными вендорами CUTE-систем. В 2013 году мы успешно прошли сертификацию в компании ARINC. В этом году завершаем сертификацию в компании SITA. Также с компанией ARINC у нас заключено партнерское соглашение, и мы планируем с их помощью войти в европейские аэропорты, которые являются клиентами ARINC. Как раз сейчас мы исследуем пару аэропортов на предмет возможности внедрения нашего решения, определяем пассажиропоток, составляем ROI, анализируем другие показатели.
CNews: В каких аэропортах?
Владимир Кутинский: Мы рассматриваем несколько средних европейских аэропортов, использующих облачное решение CUTE компании ARINC. В настоящее время мы уже активно тестируем наше решение, развернутое в облаке ARINC. Такой подход значительно проще и дешевле, так как нам не надо физически вести работы в аэропорту для того, чтобы разворачивать, тестировать и поддерживать наше решение. Плюс это соответствует общемировым технологическим трендам.