Компании "МТУ-Интел" (торговая марка "Стрим") удалось увеличить аудиторию телеканалов собственного производства до 1 млн человек за счет продажи прав на их ретрансляцию региональным операторам. Эксперты считают, что МТУ придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны пионера данного рынка - "НТВ-Плюс".
«МТУ-Интел» подвела первые итоги начатой ею в сентябре прошлого года кампании по продаже прав на ретрансляцию своих телеканалов операторам из других регионов и стран СНГ. За прошедший с тех пор небольшой промежуток времени аудитория этих телеканалов выросла до 1 млн человек. Крупнейшим партнером МТУ стал холдинг «Объединенная кабельная сеть», объединяющий телевизионных операторов из 27 различных российских регионов. Кроме того, договоры с МТУ заключили операторы из г. Перми, Башкирии, Тюмени, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Украины, Эстонии и др.
Ранее же произведенные МТУ телеканалы были доступны лишь московским абонентам компании, пользующимся услугой «Стрим-ТВ». Поскольку данная услуга начала предоставляться лишь весной прошлого года, у нее насчитывается достаточно мало подписчиков, в связи с чем и аудитория телеканалов от МТУ была небольшой до начала продаж в регионы. Теперь же, по информации CNews, МТУ планирует также заключать контракты на ретрансляцию своих каналов с московскими операторами, но не с такими крупными, как «Космос-ТВ» или AKADO («Комкор-ТВ»), а с небольшими кабельными сетями.
В настоящее время у МТУ насчитывается четыре собственных телеканала: «Драйв» (посвящен автомобилям), «Здоровье», «Охота и Рыбалка» и «Ретро» (транслирует старые советские телепрограммы). При этом МТУ планирует расширение числа эксклюзивных телеканалов. Не исключено, что это будет сделано за счет телеканалов, производимых компанией «Цифровое телерадиовещание» (ЦТВ), которая недавно была приобретена основным акционером «МТУ-Интел» АФК «Система». ЦТВ производит три телеканала: Digital News (информационный канал), DV Live (кино) и DV Spice (развлекательный).
"Сейчас среди телевизионных потребителей наблюдается достаточно большой спрос на качественный и «нишевой» контент, считает аналитик IKS-ConsultingТатьяна Толмачева. В то же время производство собственных телеканалов является достаточно затратным предприятием, которое недоступно небольшим ТВ-операторам. Поэтому модель агрегатора ТВ-контента, которую предлагает «МТУ-Интел», выглядит очень перспективной".
Между тем, среди операторов пионером в области производства собственных телеканалов является «НТВ-Плюс». Сейчас компания производит или закупает на эксклюзивной основе семь фильмовых каналов (три из них транслируют иностранное кино, два отечественное; также есть канал, посвященный фильмам из стран СНГ, и канал документального кино), три спортивных (помимо основного спортивного канала, есть канал про футбол и канал с прямыми трансляциями спортивных соревнований), «Детский мир» и «Ностальгия». При этом в 2004 году «НТВ-Плюс» начал продавать свои эксклюзивные телеканалы другим операторам. Например, каналы от «НТВ-Плюс» доступны абонентам сети AKADO.
По мнению аналитика JSon & Partners Бориса Овчинникова, в сравнении «МТУ-Интел» и «НТВ-Плюс» как контент-агрегаторов выигрывает последний. «У „НТВ-Плюс“ хорошо раскрученный бренд, но достаточно дорогое оборудование и услуги, объясняет аналитик. Покупка же региональными операторами телеканалов производства „НТВ-Плюс“ позволит им привлечь абонентов, которые хотели бы смотреть „НТВ-Плюс“, но не могут себе этого позволить. Кроме того, эти каналы ориентированы на более широкую аудиторию, нежели каналы от „МТУ-Интел“».
Впрочем, как замечает один из участников рынка, «тематическая направленность телеканалов не мешает их распространению, поскольку наш рынок платного ТВ сейчас крайне слабо наполнен национальным контентом». «На рынке господствуют переводные тематические каналы, но это не значит, что национальные менее интересны зрителю. Просто до недавних пор их практически не производили», считает эксперт.