ФАС взялась за спамеров
Работники ФАС возмутились приходящим на их электронный адрес спамом и завели сразу три дела по факту направления рекламного сообщения без предварительного согласия адресата. Эксперты отмечают, что в целом эффективной борьбу со спамом на законодательном уровне пока удачной назвать нельзя и остается надеяться только на фильтрацию спама. Значительно упростить задачу могло бы введение требований почтовым службам и операторам связи по предоставлению информации о рассылках. Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ по Ростовской области вВ соответствии с частью 1 статьи 18 федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
По результатам рассмотрения дел ФАС признала рекламу ненадлежащей, а в отношении рекламораспространителей возбуждены дела по статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно последней редакции кодекса, нарушение закона «О рекламе» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц от 4 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц от 40 тыс. до 500 тыс. рублей.
После вступления летом 2006 г. в силу закона «О рекламе» ФАС уже наказала ряд спамеров, например, в феврале 2008 г., жителя Пермского края, который заключил договоры с несколькими компаниями на рассылку рекламы более чем по 7 тыс. адресов.
Когда рассылки приходят в ящики ФАС, закон «О рекламе» начинает работать особенно эффективно
«Спамеры нарушили закон и должны за это ответить, говорит директор
Однако, как отмечают специалисты в области права, закон «О рекламе» действует уже почти два года, но эффективной борьбу со спамом при этом назвать нельзя. «
«В России карательные действия государства еще долго не станут эффективной мерой борьбы со спамерами
Как подчеркивает эксперт, заказчиков привлечь к суду крайне сложно: для этого необходимо содействие распространителя спама и убедительная доказательная база, которая может появиться только, если распространитель спама с самого начала работает на правоохранительные органы. «Однако проблема стоит недостаточно остро, чтобы исполнительная власть начала публиковать фальшивые объявления о рассылке спама, заманивать заказчиков и привлекать их к ответственности, продолжает Доля. На это уйдет слишком много
По словам Наумова из Salans, в отношении сбора доказательств в каждом конкретном случае задача решается индивидуально, при этом в России никаких требований к операторам связи и владельцам почтовых систем в отношении раскрытия информации или предоставления сведений по рассылкам не установлено. А это бы значительно упростило борьбу с данными правонарушениями, отмечает юрист.
«В интернете границ нет и, при этом, есть страны, в которых распространение спама вполне законно, напоминает Никишин из „Лаборатории Касперского“. Если посмотрим на пример США, то после принятия закона