Разделы

Конференции

Энергетики разморозили расходы на ИТ

Один из главных потребителей ИТ-услуг в России – энергетическая отрасль постепенно начала выходить из состояния кризиса. Заказчики встали на путь пересмотра своих прежних стратегий информатизации. Какие потребности в сфере ИТ стоят сейчас остро перед предприятиями отрасли ТЭК, как развиваются после кризиса ИТ-отделы этих компаний и какие планы по развитию существуют у предприятий на ближайшее будущее, обсудят на круглом столе CNews «ИКТ в ТЭК 2010: проблемы и решения» 28 сентября при поддержке Министерства Энергетики РФ.

Отрасль ТЭК в России была в числе сфер рынка наиболее пострадавших от влияния нестабильной экономической ситуации, что, естественно, сказалось на уровне потребления ИТ-решений. Помимо экономического спада 2009 года в ТЭКе, по мнению опрошенных CNews специалистов, начался и структурный кризис, связанный с ликвидацией РАО "ЕЭС" и перехода активов к новым собственникам. Новые владельцы бизнеса приостановили практически все проекты кроме строительства новых мощностей - в прошлом один из «локомотивов» ИТ-рынка в кризисные годы отказался или значительно урезал бюджеты на информатизацию, что, например, наблюдалось в генерирующих компаниях, увольнявших ИТ-директоров. Тем не менее, в настоящее время участники рынка констатируют постепенное движение в сторону выхода из кризиса, охватившего ТЭК, а также готовы инвестировать в ИТ для достижения эффективности работы предприятий и снижения расходов. О том, какие решения в области ИТ сейчас интересны и актуальны заказчикам, а также об изменении приоритетов в области информации в настоящем и будущем предприятий ТЭК, CNews рассказали участники круглого стола «ИКТ в ТЭК 2010: проблемы и решения».

По оценкам Алекса Солокхина, вице-президента по технологиям NATA Systems, в период кризиса объем финансирования проектов по информатизации сократился на 20-30% и возник спрос на оптимизацию существующих сетей вместо инвестиций в новое оборудование, а у заказчиков сместился интерес от продуктов к сервисам. Он ожидает восстановления спроса на аутсорсинг услуг.

Александр Цветков, генеральный директор ГК «Пмсофт», отметил, что в кризисный и послекризисный период предприятия ТЭК заметно снизили издержки на плановое обновления парка компьютерной техники, однако более масштабные работы по развитию ИТ-инфраструктуры, внедрению комплексный информационных систем продолжались вопреки негативным трендам отрасли. Заказчик ИТ-услуг в ТЭК, как и в большинстве других отраслей, по его словам, стал более требовательным и внимательным к результатам реализуемых проектов. «Общая эффективность деятельности и вклад в нее со стороны ИТ-решений стали ключевыми факторами выбора партнеров и реализации проектов информатизации, - считает он. - В настоящее время мы видим, что заказчики из сферы ТЭК осознали необходимость выбора и внедрения ИТ-систем, помогающих управлять ресурсами и достигать поставленных задач в максимально сжатые сроки. Для разных организаций это могут быть системы ERP-класса, системы документооборота или системы управления проектами (когда предприятие ведет инвестиционно-строительную деятельность)».

Леонид Головин, заместитель главного инженера по ИТ «Московской теплосетевой компании», рассказал корреспонденту CNews о том, что последствия кризиса его организация почувствовала в середине 2009 года в виде «заморозки» ряда проектов 2010 года. Тем не менее, по его словам, с рядом подрядчиков работы по проработке требований выполнялись в фоновом порядке и когда в марте 2010, когда компания изыскала дополнительные средства, стартовали фактически все замороженные ИТ-проекты. Он отмечает, что заказчики из ТЭКа стали более требовательными - опыт получения услуг хорошего качества из рук одного подрядчика приводит к автоматическому ужесточению требований по отношению к другим подрядчикам, при этом там, где не было SLA, сейчас они создаются и утверждаются.

Помимо этого, по словам Головина, заказчики начали больше использовать аутсорсинговые услуги в обслуживании ИТ-инфрастуктуры. Он считает, что это связано как с активным рыночным предложением, большей формализацией и гибкостью сервисов, так и с тем, что у клиентов появилось доверие к этому формату предоставления услуг. Эксперт утверждает, что для его предприятия сейчас актуальны направления автоматизации документооборота, внедрения корпоративного портала, автоматизации управления капитального строительства, то есть, фактически автоматизации основных бизнес-процессов.

Владимир Гревцев, руководитель направления по ИТ и АИИСКУЭ «Комплексные Энергетические Системы», отмечает, что кризис принес на рынок переход к четкой приоритезации проектов – отказу от лишних проектно-исследовательских работ и экспериментов с технологиями, сокращением избыточных АРМов и консолидации систем. Заказчики начали использовать бенчмаркинг для аудита эффективности оказываемых услуг, в том числе, основываясь на зарубежном опыте.

Сергей Дятлов, независимый эксперт, отметил, что подъем автоматизации в ТЭК в начале века наблюдался в основном за счет деятельности РАО "ЕЭС", направленной на реформирование отрасли электроэнергетики. С ликвидацией этого госпредприятия и уходом управленцев-реформаторов спрос на ИТ-услуги резко упал и заказчик резко "уменьшился в масштабе": «Чаще всего "новый" бизнес стал не готов заказывать ИТ-услуги кроме как "телефонная связь" и "электронная почта". Произошла деградация, как заказчика, так и ресурса, поддерживающего ИТ-услуги».

По мнению Дятлова, исключением из этого стали только компании, контролируемые иностранными собственниками. Он надеется, что 2010 год окажется последним годом глубокой деградации ИТ в отрасли. Если это случится, то, по его словам, с учетом двухлетнего провала, потребуется своего рода "информационное возрождение". Сергей Дятлов отмечает, что в отрасли будут востребованы практически все направления автоматизации – построения современной телекоммуникационной инфраструктуры ТЭК, создания интеллектуальных информационно-измерительных систем, внедрения систем управления основными фондами (диагностика оборудования и планирование ремонтов) и интеллектуальных сетей (smart grid).

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

CNews Analytics и CNews Conferences приглашает принять участие в мероприятии представителей российского рынка ИКТ, системных интеграторов, руководителей отделов ИТ сектора ТЭК.

Подробная информация - здесь.

Для того чтобы подать заявку на участие в мероприятии заполните, пожалуйста, анкету:

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По дополнительным вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77, e-mail: events@cnews.ru, Алексей Четвернин, Армен Айвазов, Елена Серова.

Михаил Демидов