Разделы

Бизнес

Банкам стало труднее инвестировать в ИТ

Прямое влияние на политику российских банков в области информатизации оказывает возрастающая конкуренция игроков российского банковского сектора, а также стремление иностранных банков на российский рынок. Об этом CNews.ru рассказал ведущий специалист, первый замдиректора по информационным технологиям "Альфа-Банка" Виктор Орловский.
По его словам, тенденции рынка будут способствовать отказу банков от собственных разработок в области ИТ. Переход на надежных поставщиков банковских программных продуктов даст банкам возможность использовать системы, успешно функционирующие у конкурентов. Сами банки смогут сконцентрироваться на развитии своего ключевого бизнеса и работе с клиентами.

Г-н Орловский также уверен, что для банков неизбежен переход на безбумажные технологии. «Розничный бизнес, столь популярный сегодня, предъявляет серьезные требования к количеству людских ресурсов, занятых в процессе обслуживания клиентов, – отмечает он. – Снижающиеся маржа и доходность банковских продуктов потребуют удешевления технологий массового обслуживания».

В числе ожидаемых тенденций он назвал и дальнейшее развитие каналов дистрибуции продуктов и услуг. По мнению г-на Орловского, актуальными станут различные виды дистанционного обслуживания, внедрив которые, банки облегчат жизнь клиента (предоставив доступ к услугам банка из любой точки в любое время) и снизят издержки за счет того, что клиент будет реже появляться в «реальном» банке. Говоря о перспективах использования интернета в банковском обслуживании клиентов, он отметил, что на Западе технологии электронного банка (интеренет-банкинг и e-commerce) занимают значительно более важное место в банковской индустрии, чем в России. В то время как современные технологии безопасности делают этот канал дистрибуции не менее надежным, чем остальные. Преимущества данных технологий очевидны как для банков, так и для клиентов. Поэтому важно сломать стереотипы и продавать качественные полнофункциональные решения, способные заменить классические каналы.

Г-н Орловский рассказал также, что сегодня, в условиях сокращающейся маржи и доходности практически во всех областях банковского бизнеса, инвестиции в ИТ являются достаточно сложным решением для менеджмента банка. В связи с этим «массового» опережающего роста затрат на информатизацию российских банков он не ожидает. Однако, крупные банки, делающие ставку на долгосрочные программы со средним и большим сроком окупаемости, будут инвестировать средства в развитие новых продуктов и захват новых сегментов рынка, а также в уменьшение издержек для массовых операций в долгосрочной перспективе. Он также рассказал, что коэффициент соотношения затрат «Альфа-Банка» на инвестиционные проекты в области ИТ к совокупным активам банка составляет около 0,15%, а к капиталу банка - 2 %.

Во время встречи с журналистами, которую департамент ИТ «Альфа-Банка» провел в Москве, были подведены некоторые итоги работы департамента в текущем году, а также анонсированы планы развития банка в области информационных технологий в 2004 году.

По утверждению участников мероприятия, любой ИТ-проект в «Альфа-Банке» начинается с задач, которые ставят департаменту ИТ бизнес-подразделения банка. Сами проекты направлены либо на уменьшение издержек (в том числе - покрытие операционных рисков), либо на получение прибыли с предварительно рассчитанными показателями эффективности и окупаемости каждого проекта.

За последний год был осуществлен ряд инновационных внедрений, в частности - на рынке розничных услуг. В отделениях «Альфа Банк Экспресс» была развернута высокотехнологичная, безбумажная, масштабируемая технология, созданная на базе платформы АБС Equation EBA (разработчик – британская компания Misys). В ходе проекта было создано типовое тиражируемое решение, покрывающее продуктовую линейку розничного бизнеса банка. В качестве учетной системы было использовано решение на платформе Equation, установлены модули расчета комиссий, начисления процентов. Реализована технология, позволяющая в будущем обеспечить информационную интеграцию всех подразделений банка.

В инвестиционном блоке внедрена новая ИТ-платформа, на базе которой реализована безбумажная технология проведения сделок, созданы инструменты для ускоренной реализации новых продуктов, построена система управления и мониторинга лимитов в режиме реального времени. Предполагается, что данная технология позволит быстрее выводить на рынок новые продукты.

Завершен проект по созданию системы управления продажами на базе CRM-системы SalesLogix, разработчиком которой является Sage CRM Solutions. Данная система развернута во всех региональных филиалах «Альфа-Банка», занимающихся продажей банковских продуктов корпоративным клиентам.

Директор по информационным технологиям «Альфа-Банка» Сергей Меднов рассказал, что в ближайших планах ИТ-департамента банка – распространение системы «Альфа Банк Экспресс» в Москве и российских регионах. Готовится также проект по внедрению ряда новых модулей автоматизированной банковской системы Equation. Кроме того, планируется завершить внедрение системы автоматизации деятельности сотрудников подразделения middle-office (контроль и управление лимитами в режиме реального времени и система управления рисками) в инвестиционном блоке банка.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Г-н Меднов рассказал также, что ИТ-департамент «Альфа-Банка» занимается обслуживанием проектов центрального офиса, отделений в Москве и региональных филиалов. В составе департамента работает четыре основных функциональных подразделения: блок бизнес-аналитики, который занимается постановкой задач и управлением жизненным циклом внедрения ИТ-систем; блок разработки ПО и его сопровождения; блок системной архитектуры, отвечающей за проектирование систем, а также блок регионального ИТ. Точную численность персонала ИТ-департамента банка его представители назвать отказались, однако сообщили, что она составляет порядка 5% от общего числа сотрудников «Альфа-Банка».

Как рассказал CNews.ru руководитель пресс-службы «Альфа-Банка» Вадим Юрко, на проект «Альфа-Банк-Экспресс» было выделено порядка $ 50 млн. Проект, начатый весной текущего года, реализуется с опережением бизнес-плана.

Несмотря на активное продвижение данного проекта, большая часть клиентов банка все еще приходит в отделения. «Должно пройти время, чтобы клиент понял, что мы предоставляем ему все каналы удаленного доступа, управления счетом, платежами, включая коммунальные», - полагает г-н Юрко.

По словам г-на Меднова, сделав достаточно серьезные инвестиции в ИТ, реализовав инвестиционные программы в текущем году, банк теперь старается вернуться в бюджет, который подразумевает использование установленных систем, «неинвестиционный режим». Никаких новых грандиозных проектов на период до 2007 года не запланировано.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Все инвестиции в ИТ связаны с планами расширения бизнеса банка в рознице, а также - за счет работы с предприятиями среднего и малого бизнеса. Г-н Юрко считает данный сегмент банковских услуг весьма конкурентным, он уверен, что российские банки будут постепенно сдавать свои позиции. В соответствии с планами, для среднего бизнеса будут применены системы скорринга (быстрый обсчет рисков), которые снизят стоимость выдачи кредита. Подобные технологии уже применяются в рознице, что позволяет банку в течение короткого времени выдать заключение о кредитоспособности клиента и о лимите кредита.

Источник: собственная информация CNews.ru.