Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них
Финансирование федерального проекта по развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности БАС сокращено на 109 млрд руб. — до 152 млрд руб. В частности, были исключены мероприятия по защите аэропортов от противоправного применения дронов.
Федеральный проект по инфраструктуре и безопасности БАС
В распоряжении CNews оказались две версии федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Документ является частью национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Куратором федпроекта является Минтранс.
Первая версия федпроекта, принятая ориентировочно в конце 2023 г., предполагала расходы за период 2024-30 гг. в размере 261,66 млрд руб. Из данной суммы федеральный бюджет должен был выделить 230,7 млрд руб., консолидированные бюджеты субъектов федерации — 38 млрд руб., внебюджетные источники — 1,9 млрд руб.
Известно, что в конце 2024 г. нацпроект БАС подвергся серьезному секвестированию. Вторая версия указанного федпроекта предполагается расходы 152 млрд руб., из которых на федеральный бюджет приходится 131 млрд руб., на консолидированные бюджеты регионов — 21,4 млрд руб. Финансирование из внебюджетных источников отсутствует. То есть затраты были сокращены в 1,7 раз, в абсолютных выражениях сокращение составило 109,6 млрд руб.
В Минтрансе не ответили на запрос CNews о текущем статусе федпроекта. Также поступили и в Минпромторге (куратор всего нацпроекта БАС),
Отказ от обеспечения аэропортов инфраструктурой защиты от дронов
Полностью были исключены два мероприятия, связанные с оснащением техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов аэропортов, отнесенным к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории. Первое из них относится к аэропортам, находящимся в федеральной собственности.
Первоначально планировалось, что федеральный бюджет выделит на него 18,35 млрд руб. Все аэродромы соответствующей категории должны были быть оснащены соответствующими техническими средствами к 2028 г. Планировалось разработать документацию и провести обследование объектов, осуществить теоретические расчеты и определить места установки оборудования, включая схемы размещения и подключения к сетями связи и электроснабжения.
Второе мероприятие относится к аэропортам, не находящимся в федеральной собственности. Затраты на него также должны были составить 18,35 млрд руб., но из этой суммы федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации должны были выделить по 9,66 млрд руб., внебюджетные источники — 1,93 млрд руб. Все аэродромы соответствующей категории должны были быть оснащены необходимыми техническими средствами к 2030 г. Всего на данных мероприятиях сэкономили 36,7 млрд руб.
Инфраструктура обеспечения полетов БАС
Наиболее дорогостоящим мероприятием из оставшихся в федпроекта является внедрение в эксплуатацию унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов (районов полетов). Затраты федерального бюджета на его реализации были снижены с 167 млрд руб. до 105 млрд руб., то есть в полтора раза. Таковым оператором правительство назначило Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД),
Речь идет, в том числе, о Единой интегрированной системе планирования использования воздушного пространства (ЕИС ПИВП), сопряженной с централизованной интегрированной базой данных Единой системы организации воздушного движения (ЦИБД ЕС ОрВД), о Системе предоставления планов полетов по сети интернет и телефонной сети связи общего пользования (СППИ) и автоматизированной информационной системе «Электронный сборник аэронавигационной информационной РФ» (eAPI).
С 2024 по 2030 гг. должно быть внедрено: оборудование многопозиционных систем наблюдения (МПСН), станций регистрации данных глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), радиостанций ОВЧ-радиосвязи, наземного оборудования линий управления и контроля БАС.
На внедрение системы обеспечения информационной безопасности унифицированной инфраструктуры связи, навигации, наблюдения, автоматизации, информационного обеспечения и оператора линии управления и контроля (связи) на маршрутах (районах) полетов вместо 4,78 млрд руб. федеральный бюджет потратит 3,9 млрд руб.(сокращение — на 18%). Для маршрутов полетов БВС на территории субъектов РФ планируется актуализировать модели угроз, модели нарушителя и технический проект.
Аэродромы для БАС
Второе по стоимости мероприятие — строительство (реконструкция) посадочных площадок, находящихся в собственности РФ, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов (БВС). Затраты на его реализацию сокращены с 47 млрд руб. до 40 млрд руб. (сокращение составило 17%), из которых федеральный бюджет выделит 19,4 млрд руб., бюджеты регионов — 21,4 млрд руб.
Предполагается построить в 84 субъектах федерации 241 посадочную площадку, находящихся в собственности РФ, для выполнения полетов БВС, Запланировано устройство площадки для взлета, посадки, руления и стоянки БВС, установка радиотехнического и метеорологического оборудования для обеспечения взлета и посадки БВС и объектов для наземного обслуживания (ангар для хранения и ремонта БВС, модуль заправки/зарядки БВС).
На внедрение в эксплуатацию унифицированной инфраструктуры аэродромов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов, вместо 4,8 млрд руб. федеральный бюджет потратит 2,55 млрд руб. (сокращение — в 1,9 раз). Предполагается дооснастить в 7 регионах 49 аэродромов, находящихся в федеральной собственности, необходимой инфраструктурой БВС.
В федпроект добавилось еще два небольших мероприятия. На создание информационной системы, обеспечивающей оптимизацию организационно-административных процессов обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей будет выделено 70 млн руб. На обеспечение внедрения приобретенных станций МПСН (многопозиционная широкозонная система наблюдения) для обеспечения поля наблюдения за БВС будет выделено 40 млн руб. Проектом займется госкорпорация по ОрВД.
Целевые показатели
По итогам реализации федпроекта время снижения оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы должно снизиться с 18 месяцев в 2023 г. до одного месяца в 2028 г. Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем увеличится за этот период с 10 в 2023 г. до 30 в 2030 г. Количество субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных систем, с нуля в 2023 г. должно достигнуть 89 в 2028 г.

Доля маршрутов (районов) полетов беспилотных воздушных судов на территории субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой государственного поставщика услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем связи, навигации, наблюдения для обеспечения воздушных судов, с 0% в 2023 г. должно достигнуть 100% к 2030 г.
Аналогичным образом доля субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для наземного и технического обслуживания беспилотных воздушных судов, должна увеличится с 0% в 2023 г. до 100% в 2030 г. Интенсивность полетов БВС в 2030 г. должна составить 200% по отношению к 2023 г.
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных БВС должно сократиться с 120 часов в 2023 г. до 2 часов в 2026 г. Относительное количество установленных ограничений (временных/местных режимов) использования воздушного пространства на 1 тыс. полетов в 2030 г. составит 15% относительно уровня 2023 г.
Среднее время контрольных просмотров цифровых геопространственных данных, полученных с применением БАС, сократится с 720 часов в 2023 г. до 24 часов в 2030 г.