Разделы

В России разрабатывается критически важное устройство для электромобилей не дороже импортных

«Росатом РДС» заказал серийное разработку и серийное производство отечественных тяговых инверторов для электромобилей для импортозамещения иностранных аналогов. Его себестоимость составит 60 тыс. руб.

Российский тяговый инвертор для электромобилей

Как выяснил CNews, «Росатом РДС» (входит в госкорпорацию «Росатом») заказал разработку отечественного тягового инвертора (ТИ) для электромобилей. Этот критически важный компонент отвечает за преобразование энергии аккумулятора в ток, необходимый для управления электродвигателем.

Как указано в техническом задании, основная цель проекта — импортозамещение и усиление конкурентоспособности российских производителей на глобальном рынке электроприводов.

Документацию о разработке можно найти на сайте госзакупок. Тендер был опубликован на площадке 7 июля 2025 г. Его начальная цена — 155,2 млн руб.

«Росатом» разрабатывает российское устройство для контроля за аккумуляторами электромобилей

Согласно техническому заданию, инвертор должен обладать высокой мощностью и эффективностью: управлять синхронными моторами мощностью до 160 кВт (при пиковой мощности самого инвертора не менее 160 кВт) с КПД не ниже 96% в номинальном режиме.

Особый акцент сделан на санкционную устойчивость, что подразумевает тщательный выбор и обязательную локализацию «санкционно-стойкой» элементной базы.

Разработка разбита на восемь этапов, начиная от технического проекта (уровень готовности технологии TRL5) и заканчивая сопровождением старта серийного производства (TRL9), с полным завершением цикла работ к апрелю 2027 г.

Конечная цель — постановка на серийное производство энергоэффективных тяговых инверторов со следующими планируемыми объемами: от 15 000 единиц в 2027 г. до 130 000 единиц к 2032 г.

Ключевым требованием для конкурентоспособности является целевая цена: себестоимость серийного инвертора не должна превышать 60 тыс. руб. (без НДС) к апрелю 2027 г.

Для справки, розничная цена инверторов китайского производства варьируется от 70 до 150 тыс. руб. Оригинальный инвертор к американской Tesla может обойтись в 300 тыс. руб.

Об устройстве

Разрабатываемый инвертор рассчитан на номинальную мощность 85 кВт и максимальную (пиковую) мощность 160 кВт (длительностью до 60 секунд). Габариты устройства ограничены размерами 400x330x150 мм, а масса — 10 кг. Охлаждение предусмотрено жидкостное, с использованием водно-гликолевого раствора (50%).

Рабочее напряжение постоянного тока (DC) составляет 250-450 В (номинал 350 В), с предельным значением до 500 В. Корпус должен обеспечивать степень защиты IP67 (пылевлагозащищенный), а управление осуществляться по цифровой шине CAN 2.0b.

В вопросах безопасности инвертор должен реализовывать функции активного короткого замыкания обмоток двигателя, активного демпфирования колебаний трансмиссии, активной и пассивной разрядки высоковольтных конденсаторов, а также многоуровневую защиту от перегрузок по току, напряжению и температуре (статора, транзисторов). Точность поддержания крутящего момента должна быть в пределах ±5% в основном рабочем диапазоне скоростей.

Этапы разработки охватывают полный цикл создания устройства: от анализа аналогов и выбора компонентов до разработки математических моделей и программного обеспечения, изготовления и испытаний экспериментальных и опытных образцов, создания конструкторской документации по стандартам ЕСКД и сопровождения запуска в серийное производство.

Разрабатываются микросхемы управления аккумуляторами

Как ранее информировал CNews, «Росатом РДС» заказывал разработку двух интегральных микросхем для управления аккумуляторами.

Бесплатная российская замена Active Directory упрощает переход на отечественное ПО
Безопасность

Как следовало из документов, оба чипа предназначены для батарей в электромобилях, на что указывает сертификация ASIL D — наивысший класс безопасности в автомобильной промышленности.

Микросхемы получили название «Микросхема БМС-ДЦ» и «Микросхема БМС-Серия».

Первая предназначена для прототипирования и тестирования функциональных блоков. Она выполняет базовые функции: контроль напряжения, балансировка зарядов, базовая диагностика. Имеет ограниченный уровень интеграции, поддерживает стандартный температурный диапазон и менее строгие требования к электромагнитной совместимости. Питается от базовой аккумуляторной системы. Корпус может быть металлокерамическим для прототипирования.

Вторая микросхема обладает более продвинутыми диагностическими возможностями, точными измерениями и управлением через гибридные интерфейсы SPI и isoSPI. Она рассчитана на экстремальные условия эксплуатации (от -40 до +125°C), подходит для автомобильной промышленности. Поддерживает широкий диапазон напряжений (11-55 В) и имеет спящий режим с низким потреблением тока. Корпус пластиковый, что упрощает серийное производство.

Автопром «Росатома»

В марте 2024 г. «Росатом» зарегистрировал товарный знак Voyt для обозначения автомобилей, под которым планируется выпуск семейства электромобилей. В линейку войдут седан, кроссовер и минивэн.

В основе проекта Voyt лежит «Прогрессивная электроархитектура» — это отечественная платформа для электромобилей класса В и В+, которая активно использует полимерные композиционные материалы.

Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них
Техника

В то же время «Росатом» представил универсальную аккумуляторную батарею, предназначенную для использования в общественном и коммерческом электротранспорте.

В корпорации сообщили, что до конца 2024 г. эти батареи будут проходить испытания на специальных полигонах, расположенных на территории завода. В зависимости от потребностей заказчика, в транспортные средства может быть установлено от одной до шестнадцати таких батарей. Это позволяет создавать различные комбинации напряжения и емкости.

Такая система поддерживает быструю зарядку. Емкость одной универсальной батареи может достигать 42,6 кВтч.

Антон Мушинский