Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Российское коробочное ПО: путь на Запад

Канадская компания QL Contracting и консорциум разработчиков ПО «Форт-Росс» провели в Москве семинар для российских разработчиков программного обеспечения. Темой семинара стала оценка возможностей продвижения на зарубежный рынок коробочных программных продуктов.

Ведущий семинара, руководитель компании QL Contracting Александр Левицкий отметил, что интерес зарубежных партнеров и клиентов к разработчикам из стран СНГ и решениям продолжает расти. Потенциальные возможности российского софта на западном рынке высоки, особенно если речь идет о "коробочных" продуктах. А от потенциала до результата не так уж далеко.

Сегодня зарубежные пользователи заинтересованы в приобретении недорогого ПО, а программисты изыскивают пути снижения его себестоимости. Поэтому многие заказчики отказываются от разработок "под ключ" в пользу "коробочных" продуктов.

Разработчики ПО используют сравнительно недорогие ресурсы программистов из юго-восточной Азии. Практически у всех серьезных производителей ПО есть отделения в Индии, Китае или в офшорной зоне. По прогнозам американских аналитиков, к 2004 году 10% персонала ИТ-компаний США будет работать в офшоре.

Спрос в США, Канаде, Европе на российские разработки есть, однако российские компании не всегда должным образом могут его подкрепить. В силу ряда причин западные покупатели находят «наш» товар с большим трудом. Поэтому, чтобы успешно конкурировать с западными компаниями, нашим разработчикам необходимо овладеть эффективными способами продвижения своего софта на Запад.

Г-н Левицкий уверен, что проблем, связанных с продвижением российских разработок на Запад, достаточно много. Одна из них - сегодня в интернете трудно найти ПО российских программистов, пользуясь стандартными английскими ключевыми словами. Например, Yahoo! и Google на запрос выдает не более двадцати сайтов, большинство из которых принадлежит российским представительствам западных компаний. В то время как «Яндекс» по русским ключевым словам находит несколько сотен сайтов с искомыми продуктами.

Часть сайтов российских разработчиков не имеет английской версии. Некоторые - написаны на плохом английском, и потенциальный клиент не понимает его. Г-н Левицкий уверен, что российские программисты должны описывать продукт доступным языком, поскольку зарубежные заказчики хуже разбираются в ИТ-технологиях, чем российские. «В описании продуктов вы должны ориентироваться на дурака средней руки, - считает он. – Описание должен составлять технический писатель, вряд ли программист опишет свой продукт хорошо и понятно».

Еще один из недостатков размещенной на сайте российских разработчиков информации - продукты не сравниваются с западными аналогами по функциональности и цене, хотя такое сравнение, безусловно, было бы в пользу российского ПО.

Юрий Мацыгин, НОТА: Российские инхаус-решения не имеют аналогов на мировом рынке
Цифровизация

Редко разработчики предлагают сгружаемые демо-версии продуктов, особенно англоязычных. А если и предлагают, то англоязычный пользовательский интерфейс в демо-версиях обычно не отвечает ни графическим, ни языковым, ни функциональным стандартам.

У большей части предлагаемых продуктов отсутствует пакет пользовательской документации на английском - даже в виде текстового файла. Кроме того, даже не поднимается вопрос о проведении курсов для пользователей на английском языке, не рассматривается поддержка пользователей и возможность обновления.

Исходя из недостатков, свойственных большей части информации о продуктах российских разработчиков, Александр Левицкий сформулировал необходимые качества успешно продаваемого программного продукта:

  • Продукт должен быть легко обнаруживаемым в интернете по английским ключевым словам;
  • ПО необходимо описать на сайте разработчика "живым" английским языком, в описании должна быть представлена полная информация о его функциональности, стоимости и конкурентных преимуществах;
  • Программное решение должно иметь англоязычную версию со стандартным (Windows-образным) пользовательским интерфейсом;
  • К продукту следует приложить: англоязычную демо-версию, которая продемонстрирует его возможности, пакет пользовательской документации и курс обучения на английском языке.
  • Кроме того, потенциальному заказчику необходимо предложить обкатанные процедуры технической поддержки англоязычных пользователей продукта в режиме реального времени, а также поставки новых версий.

Г-н Левицкий остановился и на некоторых малобюджетных способах продвижения программных продуктов. Это размещение информации о разработке в поисковых порталах ($200) и на тематических рекламных сайтах ($100-3000), «попадание» продукта в англоязычные онлайновые форумы (бесплатно), публикации «нерекламного» характера в западных журналах (с упоминанием названия продукта), рекламная благотворительность (например, передача ПО в дар библиотекам, университетам и т.п.).

Арсений Федоткин, Selecty: Спрос на ИТ-специалистов будет увеличиваться, несмотря на активное внедрение ИИ
ИТ-бизнес

Он также предложил российским разработчикам подумать о создании общероссийского бренда поставщиков ПО. Этот бренд, к примеру, могла бы присваивать после экспертизы ассоциация независимых разработчиков. Он являлся бы своеобразным гарантом качества продукта, постепенно стал бы узнаваем на Западе и мог бы способствовать повышению конкурентоспособности российских продуктов.

Источник: собственная информация CNews.ru.