Сергей Шуняев: Западные бренды в России только распродают морально устаревшие ноутбуки
Об особенностях работы компании Rover Computers на рынке ноутбуков, об эмоциональных и рациональных мотивах, которыми руководствуются пользователи при выборе этих устройств, о мифах западных производителей мобильных ПК и их несостоятельности в интервью CNews.ru рассказывает президент компании Rover Computers Сергей Шуняев.CNews.ru: Среди дистрибьюторов западных брендов популярно мнение о том, что в России нет производителей ноутбуков, есть лишь компании, ведущие сборку устройств? На ваш взгляд, данное утверждение имеет право на жизнь?
Сергей Шуняев: Если сравнивать производство российских и западных ноутбуков, то окажется, что западные производители (в отличие от российских) даже сборкой не занимаются. Сегодня 95% всех ноутбуков в мире производится на одних и тех же производственных мощностях в
CNews.ru: Российских производителей ноутбуков часто обвиняют в том, что их техника уступает западной с точки зрения качества. Насколько справедливым вы считаете подобное обвинение?
Сергей Шуняев: Это одна из тех маркетинговых легенд, что активно культивируется сотрудниками представительств и дистрибьюторами ноутбуков западных марок. Причем, что интересно, не находя полновесных доводов в пользу своей продукции, они зачастую противоречат сами себе. Если предположить, что «в России нет производителей ноутбуков», то каким образом техника российских производителей может «уступать западной с точки зрения качества»? Возвращаясь к вашему вопросу…
Как я уже отмечал, сборка российских и западных ноутбуков происходит на одних и тех же заводах из одних и тех же комплектующих. И те, и другие проходят одинаковую проверку качества на
CNews.ru: Сейчас, когда предложений похожих по своим техническим характеристикам ноутбуков на рынке достаточно много, одним из конкурентных преимуществ становится дизайн модели. Какую роль занимает данное направление в производстве ноутбуков Rover? Каковы ваши требования к «внешности» своих ноутбуков? Вы разрабатываете дизайн самостоятельно или перепоручаете аутсорсерам?
Сергей Шуняев: Дизайн ноутбуков для всех брендов разрабатывается на
CNews.ru: Насколько,
Сергей Шуняев: Качественные характеристики ноутбука не связаны с его «брендовостью». Скорее, это вопрос грамотного выбора платформы и организации контроля качества. Западные производители предпочитают наценивать свою продукцию «за марку». Но я думаю, , что наценка составляет 2530%. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока будут находиться люди, готовые переплачивать эту сумму за пластмассовый «шилдик» на крышке ноутбука.
Несомненно, доверие пользователя к бренду играет не последнюю роль при выборе марки. В этой ситуации выбор носит скорее эмоциональный, чем рациональный характер, и упомянутые мною выше «маркетинговые легенды» как раз и предназначены для того, чтобы на эмоциональном уровне воздействоватьна пользователей. При построении своего бренда мы добиваемся доверия пользователей за счет высокого качества продукции и сервиса. То есть в основе доверия к RoverBook лежат не эмоции, а реальные дела.
CNews.ru: Некоторые дистрибьюторы западных производителей утверждают, что уже сегодня цены на их ноутбуки сравнялись с ценами на российские модели. Так ли это?
Сергей Шуняев: Знаете, я слышу эту историю уже третий год подряд. Когда мы впервые выпустили «народный ноутбук» RoverBook по цене ниже $1000, многие продавцы западных ноутбуков говорили о том, что у них тоже есть модели по той же цене. В итоге выяснилось, что речь идет о распродаже восстановленных ноутбуков, созданных на базе снятых с производства процессоров, причем с испанской клавиатурой. Стоит отметить, что эти продажи проводились с ведома московского представительства данного производителя, но покупателям
Обратите внимание, что ни один западный бренд не имеет четко обозначенной ценовой политики в России. На русских сайтах этих компаний, за очень редким исключением, нет рекомендованных розничных цен. Существует только дистрибьюторский
CNews.ru: Одним из преимуществ российских производителей всегда считалась быстрота реакции на появление новых технологий. Сегодня многие западные производители заявляют, что их ноутбуки появляются на рынке одновременно с появлением новых технологий. Так ли это?
Сергей Шуняев: То, что западные производители заявляют о новых моделях одновременно с объявлением технологии правда. Но появляются они в продаже все же с существенным запозданием и по завышенным ценам. Поскольку мы тесно сотрудничаем с технологическими лидерами рынка на этапе разработки новых моделей, мы можем обеспечить массовое производство ноутбуков, с использованием новейших технологий, одновременно с их появлением. И сделать эти технологии доступными по цене для российских пользователей.
Например, к производству ноутбуков на базе Intel Centrino мы были готовы еще в феврале 2003 года. Но поскольку мировая премьера этой технологии была назначена на март, мы были вынуждены ждать этого срока. Другой пример: мы выпустили весной текущего года на рынок модель Nautilus B400 по цене $895 одновременно с объявлением нового процессора Intel Celeron M. И до сих пор эта модель остается самой доступной по цене. То же самое можно сказать и о других технологиях, будь то жесткие диски с высокой скоростью вращения, пишущие DVD приводы и т.д.
CNews.ru: В последние
Сергей Шуняев: Думаю, причины такой активности вполне понятны. Россия на сегодняшний день является главным и чуть ли не единственным крупным рынком для корейских производителей. Плюс к этому «раскрученность» марок благодаря масштабным рекламным кампаниям бытовой техники этих вендоров. Полагаю, что свою долю рынка ноутбуков эти марки уже заняли, и
CNews.ru: Каково сегодня соотношение долей основных производителей ноутбуков на российском рынке? Как это соотношение изменилось за последний год? Каких перемен вы ожидаете в ближайший год?
Сергей Шуняев: По нашим оценкам, подтвержденным ведущими аналитическими агентствами, лидером рынка является марка RoverBook, занимающая около 2224% рынка. Затем следуют Toshiba, Dell, Hewlett Packard и iRu c 1012% рынка для каждой марки. Все остальные значимые игроки занимают не более 57% каждый. К сожалению, сегодня мы вынуждены проводить подобные оценки самостоятельно, поскольку многие производители воспринимают работу с аналитическими агентствами как возможность дополнительногопиара, завышая реальные объемы своих продаж в разы.
В этом году на рынке ноутбуков появилось много новых российских игроков. Это позволяет говорить о том, что к концу года более половины объема поставок, порядка 5560%, будет приходиться на ноутбуки российского производства. При этом доля марки RoverBook останется неизменной.
CNews.ru: Что еще, на ваш взгляд, отличает российского производителя ноутбуков от западного?
В первую очередь, отношение к пользователям. Для западного производителя российский рынок является всего лишь одним из многих. Сегодня на фоне упадка
CNews.ru: Спасибо.