Разделы

Интернет Веб-сервисы

Рунет: взлеты и падения в первом квартале

Статистика показывает рост доли поиска через Mail.ru и предсказывает смену лидеров среди браузеров. Chrome от Opera уже отделяет всего полпроцента, причем последняя постепенно теряет свои позиции. Windows 7 наконец обогнала XP, но в целом доля windows-систем постепенно сокращается.

В обзоре приведены данные на конец I квартала 2012 года и показана динамика изменений за последние 3 месяца (в процентных пунктах). Рассматриваются наиболее важные и интересные тенденции: предпочитаемые пользователями браузеры, популярность поисковых систем, распространенность операционных систем, разрешения экранов устройств и количество переходов из социальных сетей.

Обзор составлен по данным раздела "Глобальная статика" системы интернет-статистики HotLog за I квартал 2012 года. Система располагает данными о посетителях более 200 тыс. активных русскоязычных сайтов, использующих счетчик HotLog. Ежедневная аудитория составляет свыше 15 миллионов уникальных пользователей.

Растут Падают
Google Chrome, ВКонтакте, мобильные устройства, поиск Mail.ru Facebook, Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Windows

Источник: HotLog, 2012

Google Chrome в шаге от победы

На этом и последующих графиках динамика за предыдущий период (с мая по декабрь 2011 года) дана для демонстрации длительных тенденций, влияющих на ситуацию в I квартале 2012 года.

Популярность браузеров

Источник: HotLog, 2012

Браузер Google Chrome (26,16%, +2,37 процентных пункта за 3 месяца) продолжает свой победоносный захват рынка – его доля ощутимо увеличивается каждый месяц, а у конкурентов дела идут все хуже. Совсем недавно, в начале 2012 года, отставание Chrome от Firefox (23,30%, -1,17 п.п.) составляло всего лишь 1% (см. отчет о тенденциях по итогам 2011 года). И в первом квартале 2012 г. Firefox все-таки "отдал" своих пользователей, потеряв более 2,17 п.п. Уже сейчас можно говорить, что Chrome вот-вот займет позицию лидера, обойдя Opera (26,76%, -0,93) и с каждым днем наращивает аудиторию. На четвертом месте расположился Internet Explorer с долей 19,65% (-0,65 п.п.). Все остальные браузеры занимают только 4,13% (-0,38 п.п.).

Тихая экспансия Mail.ru

Популярность поисковых систем

Источник: HotLog, 2012

За I квартал 2012 года "Яндекс" (48,65%, +0,66 п.п.) немного отыграл у Google (39,44%, -1,87 п.п.) аудиторию, даже несмотря на фантастический взлет популярности браузера Chrome с установленным по умолчанию американским поисковиком. Возможно, во II квартале маятник пользовательского внимания "качнется" обратно в сторону Google.

На этом фоне практически неизменных позиций лидеров I квартал 2012 года примечателен интересной тенденцией, подтверждающейся предыдущими периодами: поиск Mail.ru (9,26%, +1,47 п.п.) медленно увеличивает свою долю. И, хотя в предыдущем отчете о тенденциях 2011 года говорилось, что революций не предвидится, все же захват поиском Mail.ru доли почти в 10% - это заметное достижение, так как еще в середине прошлого года у Mail.ru было менее 6% поискового рынка. Однако на фоне расширения аудитории портала Mail.ru с августа 2011 по февраль 2012 почти на 25% (на 3,4-4 млн в среднем в сутки) рост аудитории поиска выглядит очень скромным и можно предположить, что увеличение поисковой доли Mail.ru имеет естественную причину, не связанную, например, с маркетинговыми акциями - его доля увеличивается вместе с ростом популярности остальных сервисов.

Windows 7 наконец-то в лидерах

Популярность операционных систем

Источник: HotLog, 2012

Переломный момент среди настольных систем: Windows 7 (43,88%, +2,13 п.п.) наконец-то обогнала Windows XP (43,19%, -2,21 п.п.). А еще в декабре 2011 года отставание "семерки" составляло значительные 3,5%. С одной стороны, можно сказать, что мы являемся свидетелями эпохального события – смены операционных систем, с другой – что это просто одна версия ОС одного производителя замещает свою предшественницу либо в рамках обновления, либо в связи с покупкой новых устройств.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

На третьем месте оказалась медленно "умирающая" Windows Vista, набравшая всего 4,11% популярности (-0,33 п.п). На долю всех остальных систем пришлось 8,82% (0,41 п.п.).

Совокупная доля Windows-систем постоянно уменьшается, и за последние 3 месяца снизилась на 0,41 п.п., "отдав" пользователей коммуникаторам и планшетам. Интересно, удастся ли Windows Phone и Windows 8 изменить ситуацию и вернуть продуктам Microsoft доминирующую позицию.

Стоит обратить внимание и на другую тенденцию в связи с активным распространением мобильных устройств – постоянный рост доли мобильных ОС. Если в общей глобальной статистике HotLog iOS и Android занимают немногим более 1% , то, например, у сайтов СМИ суммарная доля пользователей с iOS и Android достигает 6%. Причем iOS все-таки чуть больше, чем Android.

Больших экранов становится больше

Разрешения экранов устройств

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Источник: HotLog, 2012

Наиболее популярно сейчас разрешение 1280х1024: 19,12% (-0,08 п.п.). От него немного отстают 1366х768: 16,49% (+0,99 п.п.) и 1024х768: 13,40% (-0,74 п.п.). Остальные разрешения экрана: 50,99% (+0,17 п.п.)

Таким образом продолжается рост доли устройств с высокими разрешениями: 1920х1080, 1600х900. Уменьшается доля устаревших экранов с низкими разрешениями: 1280х800, 1280х1024, 1024х768. Все происходит медленнее, чем у операционных систем, и это понятно – программы легче заменять, чем устройства.

"ВКонтакте", кажется, непотопляем

Переходы из социальных сетей

Источник: HotLog, 2012

Этот рейтинг свидетельствует не о популярности той или иной социальной сети, а только о том, сколько пользователей переходят из социальных сетей на сайты-участники HotLog.

Безусловным лидером остается "ВКонтакте": у этой сети 51,76% (+3,25 п.п.). На втором месте Facebook с долей 25,07% (-4,40 п.п.). LiveJournal держится на уровне 6,08% (+0,12 п.п.) по числу переходов. На четвертой позиции с небольшим приростом расположились "Одноклассники". Их доля сейчас составляет 6,02% (+1,34 п.п.). Остальные социальные сети: 11,07% (0,31 п.п.).

На совокупные статистические данные любой системы интернет-статистики оказывают существенное влияние ресурсы-участники системы с большой и очень большой посещаемостью, охватывающие аудиторию в миллионы посетителей в месяц. Например, СМИ, социальные сети и крупные порталы, которые генерируют большое количество переходов на внешние сайты.

Видимый на графике резкий рост количества переходов из Facebook в марте-апреле 2011 года и одновременное "зеркальное" уменьшение переходов из других соцсетей обусловлено публикацией в Facebook ссылок и анонсов материалов из популярных СМИ - участников HotLog, которые и увеличили долю Facebook в общей массе переходов из соцсетей. Заметно, что в марте 2012 г. начинается похожая тенденция, только теперь растет количество переходов из "ВКонтакте". Таким образом, такой рейтинг может косвенно служить как индикатором активности маркетологов SMM, так и показателем интереса пользователей к "горячим" материалам из СМИ, ссылки на которых распространяются среди пользователей вирусным маркетингом в социальных сетях.

Максим Чурин