Разделы

ПО Свободное ПО

Национальная программная платформа не сводится к национальной ОС

Если государство будет внедрять свободное программное обеспечение на уровне разрозненных проектов, результативность таких шагов неизбежно будет ограниченной. Национальная программная платформа как комплекс взаимосвязанных мер законодательного и технического характера, позволит реализовать преимущества СПО в масштабах всего сектора с высокой отдачей – но это произойдет лишь в том случае, если национальная программная платформа будет учитывать ошибки и достижения, накопленные правительствами зарубежных стран.

Использование свободного ПО в государственном секторе – зрелый инструмент решения политических и экономических задач государства, вокруг которой накоплена богатая практика. Мы хорошо знаем как преимущества, так и ограничения этого инструмента; мы знаем, как можно и как нельзя с ним обращаться. Лучшие примеры дают страны Западной Европы. Так, в Великобритании и Нидерландах введение свободного ПО в практику работы государственного сектора осуществлялось постепенно с самого начала 2000-х годов, от малых проектов к общенациональным инициативам. В результате сегодня СПО в этих странах по-настоящему стало инструментом масштабной бюджетной экономии и стимулом для развития местной ИТ-индустрии. Примеры неудачной политики в сфере СПО, в основном, приходят из Азии и Латинской Америки – такие проекты ставят целью тотальный переход на свободное ПО в течение смехотворно кратких сроков и неизбежно заканчиваются провалом.

В 1998 году правительство Мексики приняло решение о переводе школ страны на свободное ПО. Однако в реальности ресурсы, необходимые для реализации столь масштабного проекта, у правительства отсутствовали. Спустя три года из 4,5 тыс школ, принявших участие в проекте, лишь около 20 продолжали использовать свободное ПО, а остальные вернулись к Windows. В политическом истеблишменте Мексики тема свободного ПО вновь стала обсуждаться лишь в 2009 году, когда другие страны латиноамериканского региона уже смогли добиться с помощью СПО значительных успехов.

Успешная политика в сфере СПО сложна (необходимо продумывать множество деталей), основана на консенсусе заинтересованных сторон, ставит целью решение долгосрочных стратегических задач и реализуется последовательно. Неудачные государственные инициативы отличаются амбициозностью, оторванностью от практики и внешней простотой, за которой прячется непродуманность и бессодержательность (проекты тотальной миграции на СПО в Венесуэле, Вьетнаме). Подробнее эта тема рассмотрена в рамках обзора CNews ИТ в органах государственной власти 2010.

Школьный проект и идея "национальной ОС"

Тот факт, что Россия от обсуждения частных проектов по разработке свободного ПО ("национальная ОС") перешла к обсуждению национальной программной платформы, свидетельствует о нашей готовности следовать европейскому пути. Очевидно, успех свободного ПО в госсекторе нельзя свести к разработке одного "волшебного" продукта и его последующему внедрению во всех государственных учреждениях. Национальная программная платформа – это комплекс мер, в которых разработка программного обеспечения – лишь одна, наряду с реформированием законодательства, усовершенствованием практики разработки государственных информационных систем, утверждением единого свода требований по совместимости.

Идея создания национальной ОС возникла в 2007 году, одновременно с предложением о переводе российских школ на свободное ПО к 2011 году и связана с личностью бывшего Министра связи и массовых коммуникаций Леонида Реймана. Государство вдруг осознало масштаб своей зависимости от проприетарного ПО иностранных поставщиков и решило решить проблему самым очевидным способом – заменив иностранные программы на свободную операционную систему, созданную российскими разработчиками. Эта система успешно внедрялась в школах трех пилотных регионов в 2008 году, но в 2009 году внедрение, по ряду причин, забуксовало. Школьный проект 2008-2009 года нельзя назвать провальным, поскольку были достигнуты вполне ощутимые положительные результаты – то, что сегодня в российские школы ПО от Microsoft закупается с 95% скидкой, вероятнее всего, связано с конкуретной угрозой, которую Microsoft почувствовала в связи со школьным проектом. Вместе с тем, школьный проект высветил очевидные проблемы, связанные с использованием СПО в госсекторе. Стало ясно, что одиночных проектов по разработке и обучению пользователей недостаточно – требуется более комплексный подход, где разработка ПО и обучение пользователей будет увязана с гармонизацией законодательства и усовершенствованием практики госзакупок.

Однако "национальная ОС" сыграла свою положительную роль, вызвав интерес к теме свободного программного обеспечения в России на самом высшем уровне. Разумеется, идея о создании собственной Linux-системы, которая позволила бы одним махом рассечь гордиев узел проблем, связанных с зависимостью от зарубежных поставщиков, сегодня звучит чрезвычайно наивно. Но эта идея заставила миллионы россиян впервые задуматься о том, что альтернатива в принципе возможна и что российские пользователи, запуская на своих компьютерах программы российских программистов, не всегда нуждаются при этом в посредничестве американских компаний.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Сегодня упрощенное понимание государственной политики в сфере СПО как политики, направленной на создание "национальной ОС", еще продолжает разделяться некоторыми участниками рынка. Именно с ней, по-видимому, связаны баталии, разразившиеся вокруг компаний ALT Linux и Mandriva, каждой из которых прочат роль разработчика "национальной ОС". Но идея создания "национальной операционной системы", в отрыве от других необходимых мер, уже не может считаться своевременной. И напротив – идея НПП дает нам шанс впервые комплексно подойти к решению проблемы использования СПО в госсекторе.

Было бы наивно считать, что Windows и Office – это действительно плод работы российских программистов, на который навесили американский ярлык. Сегодняшнее программное обеспечение – как проприетарное, так и свободное – это плод коллективной работы сотен тысяч программистов со всех континентов. Соответственно, российские программисты создают лишь часть того программного обеспечения, которым мы пользуемся. И задача НПП – не столько в том, чтобы заменить все иностранное на российское – это невозможно, – сколько в том, чтобы увеличить долю программ российского производства на рабочих столах пользователей свободного ПО по всему миру. Здесь у нас большой простор для работы – по уровню активности в проектах по разработке свободного ПО российские программисты пока что сильно уступают своим коллегам в Европе и США.

Открытые стандарты как часть НПП

Что касается открытых стандартов, то они должны стать для разработчиков государственных информационных систем тем, чем правила дорожного движения являются для автоводителей. Одни и те же дорожные знаки несут в себе одинаковую информацию на всех дорогах страны. В области государственной информатизации дорожные знаки – это открытые стандарты и спецификации, следование которым обеспечивает возможность информационного обмена с другими системами. К сожалению, сегодня в практике создания государственных систем следования открытым стандартам никто не требует. Разработка государственных систем напоминает езду без ограничений – каждый водитель (разработчик) сам для себя определяет правила, которым он хочет следовать.