Спецпроекты

Михаил Решетов: Настоящая борьба на телеком-рынке начнется через 3 года

Бизнес
Российские телеком-операторы сегодня делают ставку не только на широкополосный доступ. В списке приоритетов на ближайшее время значатся также IP-телефония и IPTV. Однако, несмотря на шумиху вокруг так называемых сервисов Triple Play, развитие их идет довольно медленно. О причинах низких темпов роста этого сегмента, а также о перспективах российского телекоммуникационного рынка и его особенностях в интервью CNews рассказал Михаил Решетов, генеральный директор компании WestCall.

CNews: Какие тенденции Вы можете выделить на мировом и российском рынке телекоммуникаций? Какие направления, на Ваш взгляд, наиболее перспективны?

Михаил Решетов: Ключевые тенденции, по большому счету, лежат на поверхности. Очень широкое распространение и большие перспективы имеет мобильная телефония. Она постепенно вытесняет фиксированную, но все-таки фиксированная телефония еще свое слово скажет. И драйвером рынка фиксированной телефонии является широкополосный доступ.

Российский рынок в той или иной степени повторяет опыт западных соседей – европейских, американских, а также юго-восточных. Например, если рассмотреть деятельность China Telecom, то в структуре доходов этой компании 60% занимают корпоративные пользователи и 40% – физические лица, хотя капиталовложения в последний сегмент в несколько раз больше. Инвестиции в корпоративный сегмент быстрее окупаются. Однако компания не может не предоставлять услуги частным лицам – без этого она не будет считаться полноценным мультисервисным оператором. Только в случае предоставления всего спектра услуг компания будет привлекательной с точки зрения своей стоимости, капитализации.

Поэтому ключевой тенденцией сегодня можно считать развитие операторами всего спектра направлений деятельности для разных сегментов рынка – предоставление услуг и корпоративным клиентам, и частным, и доступ в интернет, и, соответственно, телефония и IPTV и т.д.

Динамику рынка широкополосного доступа сегодня многие сравнивают с развитием сотовой мобильной связи. Единственное отличие состоит в том, что мобильную связь проще разворачивать. Развитие сетей фиксированной связи имеет физические ограничения, потому что необходимо создавать инфраструктуру – это и сложности строительства линий, и вопросы согласования.

CNews: Как вы оцениваете развитие мультисервисных сетей в России? Почему, несмотря на разрекламированность, сервисы Triple Play в нашей стране находятся на зачаточном уровне?

Михаил Решетов: Некоторое отставание в развитии мультисервисных сетей объясняется несколькими причинами. Первая причина – техническая и технологическая, потому что развитие сети зависит целиком и полностью от компаний группы "Связьинвест". Вторая проблема – финансовая, экономическая. Для того чтобы предоставлять услугу IPTV, необходимо накопить критическую массу абонентов. По разным оценкам – это около 100 тысяч. Что это значит? Услуга IPTV предполагает не просто подачу эфирных каналов своим абонентам. Это неинтересно. Интересно освоить интерактив – видео по запросу, то есть создание системы, позволяющей заранее заказать просмотр транслируемой передачи "со сдвигом" на удобное время. Для предоставления этих услуг необходимо приобрести видео за несколько десятков тысяч долларов и транслировать его в свою сеть. Соответственно, окупаемость будет только тогда, когда будет критическая масса абонентов. Такое количество абонентов имеется у нескольких операторов, которых можно по пальцам пересчитать. Их первой услугой был доступ в интернет, что позволило накопить достаточную абонентскую базу. После этого оператор уже думает о предоставлении дополнительных услуг, начинает вкладывать в это деньги.

Еще одной проблемой я бы назвал отсутствие полноценных поставщиков контента. Этот рынок пока абсолютно не развит. Причина, на мой взгляд, кроется в законодательстве, где четко не прописаны взаимоотношения операторов с правообладателями. Есть много нюансов, которые по-разному могут трактоваться правоохранительными органами. И, соответственно, это большой риск для операторов. Рано или поздно пробелы в законе, конечно, исчезнут, но пока многие операторы действуют на свой страх и риск. Кроме того, мы видим, что законодательная практика по отношению к операторам выборочна. Т.е. практически любого оператора можно привлечь к ответственности. Такое положение дел во многом связано и со спецификой отрасли. Законодательная практика всегда идет немного позади практики реальной, фиксирует все достижения, имеющиеся на рынке. Идти наоборот – от законодательства к деятельности – вряд ли получится. Невозможно заранее прописать в законе то, чего еще нет на практике. Этот вопрос стоит достаточно остро, по этой теме проходит очень много конференций и круглых столов, но воз и ныне там.

Конечно, есть еще экономическая проблема. Российские пользователи не готовы платить такие деньги, как в Европе, где ARPU контракта Triple Play составляет порядка 50-60 евро. У нас же это сумма порядка 15-20 долларов, и услуга IPTV идет в довесок для увеличения лояльности клиента. В то же время, когда мы изучали западный опыт, обнаружили, что и там ARPU доходил до очень низких величин – до 15 евро. Потом операторы постепенно начали предлагать дополнительные сервисы, и показатель потихонечку пополз вверх. Поскольку у нас сейчас идет бурный передел, даже не передел, а захват рынка, операторы демпингуют, чтобы привлечь клиента. По всей видимости, когда рынок будет захвачен несколькими операторами, они уже будут увеличивать ARPU с помощью расширения спектра услуг.

CNews: Кто в перспективе станет основным потребителем услуг Triple Play?

Михаил Решетов: Это прежде всего жители мегаполисов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. Это в основном "продвинутые" пользователи, с более высоким уровнем дохода. По опыту компании "Аист", входящей в наш холдинг, мы видим, что рынок в регионах еще не совсем готов к потреблению услуг, связанных с IPTV, не готов за них платить. Однако развивать регионы все равно необходимо, потому что рано или поздно и они к этому придут.

Мы сейчас готовимся предоставить услуги IPTV абонентам в Москве и Санкт-Петербурге. В Питере это будет осуществляться совместно с компанией "ИскраТелеком", начало вещания запланировано на 1 января 2008 года.

Я думаю, что есть смысл сделать несколько пакетов – эфирные каналы плюс несколько дополнительных: кино, спорт, научные каналы, развлекательные и т.п.

CNews: Не кажется ли Вам, что слишком широкий спектр услуг телеком-интегратора, с одной стороны, позволяет последнему сделать клиенту наиболее выгодное предложение, а с другой – мешает развитию глубокой компетенции по определенным направлениям у самого интегратора?

Михаил Решетов: Думаю, большой спектр предложений абсолютно не мешает компетенции интегратора. Здесь важно организационно, на уровне менеджмента разделять различные направления деятельности. Если говорить о корпоративных клиентах, то мы предлагаем не конкретные продукты, а целые решения на основе изучения потребностей заказчика. Соответственно, у нас никогда не бывает одинаковых способов подключения, т.е. для каждого клиента разрабатывается своя схема. Сюда входят и интеллектуальные сервисы, и телефония, и интернет, и дополнительные услуги – видеоконференции, аудиоконференции, VPN и т.д. Если не иметь такого комплекса предложений, есть риск, что клиент какую-то услугу может "добрать" на стороне. Чтобы этого избежать, мы даже предоставляем услуги мобильной связи – у нас конвергентные сети с компаниями "Мегафон" и "Скай Линк". Фактически, мы предлагаем принцип одного окна, чтобы клиент гарантированно полностью обслуживался у одной компании.

CNews: Как Вы оцениваете конкуренцию на российском рынке телеком-сервисов?

Михаил Решетов: В корпоративном сегменте, поскольку рынок сейчас растет очень быстро, конкуренция, конечно, присутствует. Однако у всех игроков существует своя определенная ниша, своя методика продаж, своя методика удержания клиентов, поэтому мы, честно говоря, конкуренции особо не ощущаем. Хотя на отдельных объектах борьба бывает достаточно серьезная.

В сфере широкополосного доступа конкуренция более ощутима. Бывает, что в одном доме подключение проводят по 4-5 операторов. Поэтому здесь опять же важна способность предоставить клиенту широкий спектр услуг – телефонию, интернет и IPTV. Необходимо делать ставку на сервис, наиболее полный набор услуг и разумную ценовую политику. Конкуренция достаточно серьезная, но нам она не мешает. Я думаю, такой активный рост рынка, который практически съедает конкуренцию, будет продолжаться еще в течение 2-3 лет. А потом уже будет гораздо сложнее.


Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края