Разделы

Бизнес

Михаил Решетов: Настоящая борьба на телеком-рынке начнется через 3 года

Российские телеком-операторы сегодня делают ставку не только на широкополосный доступ. В списке приоритетов на ближайшее время значатся также IP-телефония и IPTV. Однако, несмотря на шумиху вокруг так называемых сервисов Triple Play, развитие их идет довольно медленно. О причинах низких темпов роста этого сегмента, а также о перспективах российского телекоммуникационного рынка и его особенностях в интервью CNews рассказал Михаил Решетов, генеральный директор компании WestCall.

CNews: Вы уже продумали стратегию развития на этот период?

Михаил Решетов: Да, она очень проста. Сейчас мы уходим от гигантизма, который был свойственен некоторым компаниям, стремящимся присутствовать в каждом регионе. Мы выбрали основные точки роста – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Северо-Западный регион, Центральный регион и Поволжье. И скорее всего будем ориентироваться на развитие бизнеса в этих регионах. Нам нужно накопить клиентскую базу (у нас достаточно агрессивный план по увеличению количества клиентов). Помимо наличия большого количества заказчиков, в жестких конкурентных условиях необходимо держать сервис на высоком уровне. Пока мы укладываемся во все параметры.

А дальше будет следующий этап развития – либо компания проведет IPO, либо будет привлекать еще какие-то ресурсы… Через три года мы планируем сосредоточиться на развиваемых регионах, в данном случае Москве, Питере и Поволжье, и не разбрасываться. В Москве, в частности, мы собираемся развивать свой бизнес предоставлением услуг широкополосного доступа для физических лиц совместно с "ИскраТелеком".

CNews: Москва и Санкт-Петербург изначально были ключевыми регионами для вашей компании. В чем основные различия рынков телекоммуникационных услуг в этих городах?

Михаил Решетов: По статистике, на Москву и Санкт-Петербург приходится больше 50% всего объема российского рынка. Москва – это вообще не город, это целая страна. Здесь места хватает всем при условии правильного позиционирования. В Москве рынок бездонный, и он будет еще расти в течение нескольких лет.

Ключевых различий между рынком Москвы и Санкт-Петербурга я не назову, кроме того, конечно, что рынок в Москве больше. Если брать корпоративный сегмент, московские клиенты крупнее, и среднемесячный счет от московской компании значительно превышает счет от питерской. Но зато в Питере, все-таки, на мой взгляд, меньше конкуренция. Соответственно, питерский рынок более рентабельный.

В сфере широкополосного доступа для физических лиц можно отметить ту же особенность. Спальные районы Москвы – это многоэтажная застройка с большой плотностью населения, значит, больше клиентов, а в Санкт-Петербурге исторически больше малоэтажных зданий, более низкая плотность населения.

CNews: Насколько востребована такая услуга, как "Единый номер для двух столиц"?

Михаил Решетов: Эта услуга достаточно интересна. Мы первыми ее предложили, и она пользуется спросом, но больше является имиджевой, чем коммерческой. Компаниям, которые имеют филиалы по всей России, выгоднее брать номер 8-800. Не так много организаций, которые работают исключительно в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, такие организации есть и услуга востребована.

CNews: Как бы Вы охарактеризовали развитие рынка интернет-доступа в России? Какие тенденции Вы можете отметить здесь? Какие способы доступа будут наиболее востребованы в ближайшие годы?

Михаил Решетов: Беспроводной доступ, конечно, будет развиваться. Я думаю, технологии Wi-Fi трудно будет обрести массового клиента. Экономическая составляющая подобных проектов достаточно сомнительна. Wi-Fi применим, например, для развертывания сети в бизнес-центрах, гостиницах, аэропортах и т.п., чтобы не строить локальную сеть. Будет развиваться WiMAX, но ситуация с ним на данный момент достаточно непростая. Не секрет, что несколько компаний, которым удалось ранее оформить частоты, не торопятся с запуском своих сетей в коммерческую эксплуатацию.

На мой взгляд, часто важна не сама технология, а работа с абонентом. Конечно, многие услуги физически и по скорости проще предоставить с помощью беспроводного доступа. Но есть еще много составляющих. Например, в Москве проложено огромное количество оптоволоконных линий, и нет проблем с тем, чтобы предоставить ту или иную услугу. Беспроводной же доступ больше востребован там, где прокладка кабеля подразумевает большие капиталовложения. В Москве и Санкт-Петербурге беспроводной доступ является альтернативным, обеспечивать здесь подключение компании исключительно посредством WiMAX я бы не стал. В сочетании же с проводными технологиями он дает нужный эффект. Клиентам важен сам сервис, а не то, посредством какой технологии он осуществлен. Так что WiMAX будет развиваться, и все будет зависеть от умения операторов продавать эту услугу и предоставлять необходимые сервисы. Будет и WiMAX, и WI-Fi, и проводной доступ – революций здесь не ожидается. Просто операторы получат еще одну возможность дойти до клиента.

Сергей Трандин: Высокий финансовый результат «Базальт СПО» — следствие наших профессиональных достижений
Маркет

CNews: Доля dial-up-подключений постоянно снижается. Насколько, на Ваш взгляд, они перспективны?

Михаил Решетов: Dial-up не перспективен. Количество пользователей здесь снижается, тем более что новый закон увеличил себестоимость для операторов dial-up. Поэтому операторы были вынуждены поднять цены, и цена dial-up сравнилась с ценой широкополосного доступа. Но, тем не менее, все равно клиенты в этом сегменте есть. Есть группа абонентов, которые, например, пользуются только электронной почтой. Как ни странно, количество таких пользователей у нашей компании осталось на прежнем уровне. Мы этот сегмент практически не развиваем, но поскольку он не уменьшается, мы его поддерживаем. В будущем постепенно пользователи dial-up, конечно, будут перетекать в сегмент широкополосного доступа. Но резкого падения популярности dial-up, вопреки ожиданиям, не произошло. Он остался там, где по каким-либо причинам невозможно развитие широкополосного доступа, например, из-за отсутствия соответствующего оператора в каком-либо регионе. Тогда, естественно, нет никакого другого способа подключиться к интернету, кроме как через dial-up. К такому типу подключения прибегают случайные пользователи – в командировке, например. Или те абоненты, у которых банально нет времени протянуть выделенную линию. Ему проще купить карточку. В любом случае, здесь основным является человеческий фактор. Те, кто привык пользоваться dial-up, просто по привычке продолжают им пользоваться.

CNews: Недавно ваша компания привлекла денежные средства фонда прямых инвестиций Russia Partners II. В какие направления деятельности вы собираетесь инвестировать полученные средства и почему?

Михаил Решетов: Инвестиции будут направлены на дальнейшее развитие корпоративного рынка, т.е. на сохранение того роста, той динамики, которые у нас есть – порядка 40-50% в год. Второе направление – развитие широкополосного доступа для физических лиц в Санкт-Петербурге. Также планируется создание дата-центра в Санкт-Петербурге. Плюс мы рассматриваем, соответственно, корпоративный рынок и рынок широкополосного доступа в Московской и Ленинградской областях. Рассчитываем сделать несколько приобретений в регионах – между Питером и Москвой, а также между Москвой и Самарой.

CNews: Расскажите о себе. Как Вы пришли в телекоммуникационный бизнес? Насколько Вы активный пользователь телекоммуникационных услуг?

Михаил Решетов: Я окончил Московский энергетический институт, радиотехнологический факультет. В 90-е годы корпоративный сегмент рынка связи развивался очень бурно. В частности, компания "Совинтел" в те годы работала с бизнес-центрами класса А и крупными компаниями. А сегмент бизнес-центров класса С был вообще не охвачен. И мы увидели эту возможность и поставили своей основной стратегией работу с малыми и средними клиентами. С этого все началось. Потом компания практически сразу открыла филиал в Санкт-Петербурге и работала "на два фронта". Постепенно переместились в бизнес-центры класса В, начали обрастать различными услугами и сервисами. Очень долго были самостоятельными, держались на плаву без привлечения инвестиций со стороны. И только в этом году привлекли стороннего партнера, с которым будем вместе развивать компанию еще в течение 3 – 5 лет.

Как автоматизировать рутину с помощью роботов и ИИ: опыт, советы, цифры и факты
Маркет

По поводу использования телеком-услуг честно скажу, что дома у меня нет времени подключить интернет, поэтому я пользуюсь услугами "Скай Линк". Скорости мне хватает, и в машине очень удобно. Про мобильную связь я не говорю. Тут все понятно – "Мегафон" и "Билайн". Больше ничем не пользуюсь.

Екатерина Толкачева / CNews