Разделы

Бизнес Кадры

ИТ-образование: где и ради чего учиться?

Интерес к квалифицированному ИТ-образованию в нашей стране растет с каждым годом. Основной "кузницей кадров" остаются учреждения высшего профессионального образования, которые принимают студентов на бесплатной основе и предлагают различные "коммерческие" варианты. Альтернативой может стать поездка за рубеж, однако это в несколько раз дороже. Куда же пойти за знаниями будущему итэшнику?

Согласно результатам исследования проекта Examen компании Begin Group, в 2007 году возможность обучения на платной основе рассматривали 84% желающих получить техническое или ИТ-образование. Интересно, что 66% были готовы платить за знания сами, а 23% надеялись на помощь родителей. Взять кредит для получения образования в данной сфере могли 11 % опрошенных. При этом 59% респондентов рассматривали возможность долгосрочной учебы на коммерческой основе. Из них треть была готова платить за год обучения до 2 тыс. долл., 23 % - 2-3 тыс. долл., и еще 23% – 3-5 тыс. долл. в год. Каждый пятый участник исследования мог заплатить за год учебы более пяти тыс. долл.

Конечно, эти суммы не сравнимы с размером оплаты за обучение в иностранных вузах. Например, в американском Vermont Technical College, по официальным данным вуза, год учебы для иностранного студента (вместе с расходами на проживание) может обойтись в 26 тыс. долл. В Канаде, в University of Ontario Institute of Technology годовая оплата может составить 12-13 тыс. долл. и выше. Та же ситуация и в других вузах страны. В Великобритании большой популярностью среди будущих ИТ-специалистов пользуется London School of Economics and Political Science, где иностранцам ежегодно придется платить 23 600 долл. В Австралии, например, в Queensland University of Technology, год обучения по разным программам для будущих ИТ-специалистов стоит 18-20 тыс. долл.

Стоимость обучения в иностранных вузах в год (вместе с расходами на проживание), 2007-2008

  Страна Стоимость
Долл./год
1 Indiana University (США) 23 450
2 Monash University (США) 24 000
3 University of Oklahoma (США) 24 520
4 The Ohio State University (США) 25 000
5 New Jersey Institute of Technology    (США)  26 000
6 Yale University (США) 27 000
7 DeVry Institute of Technology – Calgary (Канада) 11 500
8 Toronto College of Technology (Канада) 12 000
9 Kent College of Business Health and Technology, Toronto (Канада) 12 200
10 Westervelt College (Канада) 12 400
11 Oxford College of Arts, Business and Technology (Канада) 12 750
12 University of Ottawa (Канада) 14 000
13 Queen's University (Великобритания) 23 600
14 University of Technology Sydney (Австралия) 18 000
15 Швеция (все вузы)* 7 700

*Обучение в Швеции бесплатное, однако, согласно законодательству страны, требуется обеспечение расходов на жизнь не менее указанной суммы в течение учебного года.

Источник: CNews Analytics, 2008

Кроме всего прочего, желающим учиться за рубежом стоит обратить внимание и на тот факт, что иностранцам там рассчитывать на стипендию или иную другую материальную помощь весьма сложно. Эта одна из причин, побуждающих большинство российских студентов получать ИТ-образование дома. Помимо этого, в настоящее время выпускники отечественных вузов востребованы не только на местном рынке труда, но и в крупных зарубежных компаниях.

Какой специалист нужен

В прежние годы молодые российские ИТ-специалисты в большом количестве сразу же после получения диплома уезжали на работу за рубеж. Однако сейчас с "утечкой мозгов" пытаются бороться как вузы, предлагая выпускникам работу на кафедре или участие в различных проектах, так и отечественные ИТ-компании.


В Московском государственном вечернем металлургическом институте можно стать ИТ-специалистом за 15 тысяч рублей в год

Таким образом, происходит конкурентная борьба, целью которой является желание привлечь к сотрудничеству перспективные кадры. Выигрывают здесь, пожалуй, молодые специалисты, которые могут рассчитывать на создание приличных условий для работы и жизни.

Перспективный специалист еще проходит обучение в вузе, но его уже берут на заметку потенциальные работодатели. Этому способствует одна из форм сотрудничества между факультетами, готовящими кадры для ИТ-сферы, и профильными фирмами.

С чего начать импортозамещение в ИБ?
Импортонезависимость

Упомянутое взаимодействие заключается в реализации совместных проектов, для выполнения которых привлекаются наиболее сильные студенты. Вслед за гигантами мировой индустрии, такими как Microsoft, Intel, Samsung и другими, в подобного рода проектах все чаще стремятся принять участие отечественные предприятия. Взаимная выгода здесь очевидна: фирмы находят потенциальных сотрудников, студенты – рабочее место, факультеты – технику и другие продукты.

Немаловажно, какую заработную плату будут получать молодые специалисты при устройстве на работу. Здесь все зависит от направления работы и региона. Согласно результатам анализа заказов компаний-клиентов Kelly Services, системный администратор в Москве, например, может рассчитывать на зарплату в 1200-3500 долл., в Санкт-Петербурге – 900-1600 долл., в Тюмени – 500-1200 долл. ежемесячно. Оклад руководителя проекта повсюду на порядок больше.

Обзор заработных плат специалистов в ИТ-сфере за 2007 г., долл.

  Москва Санкт-Петербург Тюмень Самара
Разработчики
Программист-инженер 1300–2500 900–1700 700–1000 700–1000
Старший инженер 1500–3500 1500–2500 1000–1500 1200–1700
Руководитель проекта > 2500 > 2200 > 1500 нет данных
ИТ
Специалист helpdesk 800–1500 500–1000 < 900 300–700
Системный администратор 1200–3500 900–1600 500–1200 нет данных
ИТ-менеджер 2000–4000 1600–3000 1000–2500 нет данных
ERP
Консультант по внедрению > 2000 1300–4000 700–1200 нет данных
Бизнес-аналитик 2000–3500 1000–2500 нет данных нет данных
Руководитель проекта > 3000 > 2500 нет данных нет данных

Источник: Kelly Services, 2007

Русский смарт-сити среди Кавказских гор
ИТ в госсекторе

Несмотря на то, что российские вузы готовят неплохих специалистов в сфере ИТ, в академической среде нередко поднимают вопросы улучшения качества образования. Востребованы учебники и книги по компьютерным дисциплинам и другие методические материалы. Актуален и вопрос о привлечении квалифицированных специалистов-практиков к чтению лекций. Информационные технологии не стоят на месте, и для того, чтобы отследить и донести до студентов нюансы новых разработок, усилий обычных вузовских преподавателей бывает недостаточно.

Интересная практика сложилась, например, в американских университетах. Здесь, как правило, приглашают конкретного специалиста для чтения лекций по предмету в течение одного года. За это время может появиться немало новых разработок в сфере информационных технологий. Если лектор готов продолжить тему с учетом появившихся изменений и в следующем учебном году, с ним заключают новый контракт.

Немалую роль в подготовке ИТ-специалистов играет заинтересованность студентов в самообразовании. Молодой человек, желающий быть востребованным на рынке труда, будет посещать различные курсы помимо основных занятий, принимать участие в проектах, усиленно изучать английский. Подобного рода специалисты сегодня привлекают наибольшее внимание отечественных и зарубежных фирм.

Владимир Лунин