Разделы

Бизнес Интеграция Инфраструктура

ИТ-директор "Альфа-Банка": Мы не остановили ни одного стратегического проекта

Кризис, под знаком которого прошел и минувший год, поставил финансовый сектор в достаточно непростые условия с точки зрения внедрения ИТ. Банки были вынуждены скорректировать ИТ-стратегии, руководствуясь, с одной стороны, принципами экономии, а с другой – стремлением в итоге не проиграть в конкурентной борьбе. О том, как отразился 2009 год на деятельности и ИТ-политике компании, и каковы дальнейшие планы развития ИТ в банке, CNews рассказал Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".

CNews: Каков конечный результат вашей деятельности? Как ее может ощутить на себе конечный потребитель?

Сергей Меднов: Прежде всего, банк становится все более удобным и надежным для потребителей. Кроме того, у него появляется доступ к новым и, что самое главное, полезным услугам. Например, это виртуальная карта, которую клиент может заказать, не приходя в банк, и с ее помощью расплачиваться за покупки в интернете. Основное отличие от обычной, "реальной", банковской карты заключается в том, что виртуальная карта не привязана "жестко" к основному банковскому счету клиента, а фактически выпускается под конкретную траназкцию или покупку. В этом случае злоумышленники никогда не смогут получить доступ ко всем средствам на счете.


Сергей Меднов: Наиболее четко в долгосрочной ИТ-стратегии определены основы архитектуры платформы, на которой в дальнейшем будут разворачиваться все приложения

Мы активно развиваем этот проект – в частности, была произведена интеграция с известной платежной системой "Яндекс-Деньги". Одновременно мы активно развиваем системы удаленного банковского обслуживания через интернет, мобильный телефон и SMS-сервисы. Наши основные инновации для потребителя в будущем будут связаны именно с этими направлениями.

CNews: Внедрение новейших ИТ связано с высокими затратами для банка (штат сотрудников, оборудование и т. д.), не приведет ли увеличение издержек банка к удорожанию стоимости услуг для клиентов?

Сергей Меднов: Одна из основных задач при внедрении ИТ – это снижение издержек, а значит, и удешевление сервисов для клиентов. При автоматизации бизнес-процессов наш сотрудник сможет обслужить большее число клиентов, что способствует росту эффективности бизнеса.

CNews: Как вы сказали, "Альфа-Банк" уделяет большое внимание инвестициям в удаленное обслуживание клиентов через интернет. Востребована ли эта услуга в регионах или в основном ей пользуются в Москве и Санкт-Петербурге?

Сергей Меднов: На самом деле, большая часть наших клиентов интернет-банка "Альфа-Клик" приходится на регионы – порядка 60-65%. Большинство из них, конечно, сосредоточены в крупных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Омск, Краснодар, Волгоград, Красноярск и т.д. Между регионами, безусловно, есть определенные различия, какие-то регионы более активны в использовании интернет-технологий, какие-то менее. Например, недавно мы запустили специальный пакет услуг для клиентов, предпочитающих обслуживаться через интернет, — "Он-лайф". Наиболее популярным он стал в Екатеринбурге, Красноярске и Челябинске.

CNews: Какова специфика работы ИТ-департамента "Альфа-Банка"?

Сергей Меднов: В "Альфа-Банке" у каждого ИТ-проекта есть собственный заказчик, который его обосновывает с точки зрения необходимости инвестиций, получения прибыли, необходимости для текущей операционной деятельности и т.д. Таким образом, для каждого проекта рассчитываются показатели эффективности, например NPV или ROI. При этом за результат ИТ-проекта отвечает бизнес-заказчик, а ИТ-департамент выступает в роли подрядчика.

CNews: Разработка новых продуктов осуществляется силами вашего департамента или вы покупаете готовые решения?

Николай Шуткин, ВТБ: Основной фокус в ближайшие годы мы сделаем на автоматизации и самообслуживании
ИТ в банках

Сергей Меднов:В основном мы адаптируем готовые решения и интегрируем их своими силами. Мы не занимаемся крупными разработками, но, тем не менее, любая готовая система требует изменений. В составе нашего подразделения присутствуют инженеры, технологи, программисты, которые адаптируют готовые решения к нуждам банка.

CNews: Сколько человек работает в ИТ-департаменте?

Сергей Меднов: Скажем так, наш департамент насчитывает более 500 человек.

CNews: Проводите ли вы аудит информационной системы "Альфа-Банка"?

С чего начать импортозамещение в ИБ?
Импортонезависимость

Сергей Меднов: Да, мы регулярно проводим аудит наших ИТ-систем, привлекая компании, которые являются экспертами в данной области.

CNews: Планирует ли банк до конца года вводить какие-либо новые продукты, связанные с использованием информационных технологий? Есть ли в планах внедрение какого-либо глобального инновационного проекта?

Сергей Меднов: Конечно, у нас много всевозможных проектов и разработок, но анонсировать их до того, как они будут внедрены, я бы не хотел. Следите за анонсами наших продуктов и решений и вы будете приятно удивлены.

Елизавета Валяева