Разделы

Бизнес

IPO - рычаг для рывка

В течение нескольких последних лет бизнес-сообщество внимательно наблюдает за компаниями-пионерами, решившимися на первичное размещение акций на биржах. Среди высокотехнологичных предприятий России только единицы могут гордо говорить о своем бизнесе как о публичном, то есть честном и прозрачном. Некоторые уже объявили о своих планах проведения IPO, многие к этому готовятся. Сегодня мы предлагаем краткую версию статьи, опубликованной в июньском номере журнала CNews.

Термин IPO (Initial Public Offering, первичное размещение акций) все чаще и чаще произносится в контексте российской экономической действительности. Частично интерес бизнеса может быть вызван сообщениями об IPO нескольких крупных российских компаний. Последнее отечественное IPO было произведено холдингом АФК «Система», которой принадлежат значительные доли акций МТС (50,4%) и МТТ (50% акций), «Скайлинк» (50% акций). Кроме того, в числе телекоммуникационных активов «Системы» — столичный монополист «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), крупнейший альтернативный оператор связи «Комстар — Объединенные Телесистемы» и один из ведущих московских интернет-провайдеров «МТУ-Интел». IPO было проведено на Лондонской фондовой бирже (LSE) в начале февраля. Примечательно, что это крупнейшее IPO, когда-либо совершавшееся российской компанией. Объем размещения составил примерно 19% от уставного капитала компании, а доход — $1,56 млрд.

Согласно комиссии по ценным бумагам и биржам США, сделка именуется IPO, когда компания впервые продает свои акции общественности. Различные толкования IPO определяются целями эмитентов. Это может быть дополнительный выпуск акций на открытом рынке (Follow-ons), публичная продажа крупного пакета действующих акционеров – Secondary Public Offering (SPO), частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (Placing). Кроме того, различают прямые публичные размещения от эмитента напрямую первичным инвесторам минуя организованный рынок – Direct Public Offering (DPO) и получение листинга на бирже для акций компании, которыми уже владеют широкий круг инвесторов – представление (Introduction).

Цели и задачи

Выделяют три основные цели проведения IPO. Первая и основополагающая - привлечение существенного финансового капитала на долгосрочной основе. По оценкам экспертов, для стран с высоким устойчивым годовым экономическим ростом отношение привлеченного капитала на биржах к валовому национальному доходу превышает 2% независимо от уровня развития экономики. Россия пока является исключением из этих стран.

Вторая цель первичного размещения акций - справедливая оценка стоимости предприятия. Основными критериями последней являются наличие эффективного регулирования рынка, регулирование корпоративных отношений, свободный доступ инвесторов и высокое качество конкуренции. Под эффективным регулированием понимают исключение манипулирования ценами и рынком, использование инсайдерской информации и устранение фактора монополизации рынка. Регулирование корпоративных отношений подразумевает под собой принятие стандартов корпоративного управления и «прозрачность» информации. Низкие барьеры входа инвесторов и разнообразие механизмов инвестирования являются базовыми для свободного доступа инвесторов. А к высокому качеству конкуренции относят большое количество инвесторов, однородность эмитентов и высокую конкуренцию за деньги инвесторов.

Позиционирование компании как публичного института – третья цель IPO, выделяемая экспертами. Первичное размещение акций подтверждает, что корпоративное управление в компании соответствует принятому стандарту, достигнута информационная прозрачность и компания обладает долгосрочной стратегией развития бизнеса. Кроме того, IPO свидетельствует о том, что у компании есть общественная поддержка: акционеры (в том числе иностранные) могут выступать сильным лоббистским ресурсом. Владимир Иорих, совладелец и гендиректор cтальной группы "Мечел", разместившей ADR третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже, отмечает, что привлечение средств для инвестиций было не главной целью проведения IPO, а основной задачей было вхождение в высшую мировую бизнес-лигу.

Top-10 IPO в мире по объему привлеченных средств в 2004 г..

Компания $ млн. % к капитализации
Genworth Financial 2 828 20
Semiconductor Manufacturing 1 803 47
Google 1 666 3
Freescale Semiconductor 1 581 20
Huntsman 1 385 22
China Netcom Group 1 141 12
Dex Media 1 008 29
LG. Philips LCD 1 008 7
Hutchison Telecom 899 18
Assured Guaranty 882 62

IPO в России: зарождение рынка

Основной проблемой для российского бизнеса является задача долгосрочного привлечения значимого капитала. О существенных потребностях в инвестициях можно судить по объемам привлечения отечественными эмитентами средств на рынке корпоративных облигаций. Так, если в 2001 году нашими корпорациями было эмитировано еврооблигаций на сумму $627 млн., то уже в 2004 году этот показатель составил свыше $10,5 млрд.

Объемы привлечения российскими эмитентами средств на рынке корпоративных облигаций.

Год Еврооблигации российских эмитентов Корпоративные облигации, номинированные в рублях
Объем, $ млн. 50% объема на срок менее, лет. Макс. срок, лет Объем, $ млн. 50% объема на срок менее, лет. Макс. срок, лет
1998 370 2 2 0 0 2
1999 0 0 0 445 4 5
2000 130 н/д н/д 1051 3 5
2001 627 3 5 846 4 8
2002 4371 5 7 1513 3 10
2003 7972 5 10 2577 3 6
2004 10600 5 30 4917 3 6

В пользу проведения IPO говорят еще следующие факты. Приток инвестиций в фонды, специализирующиеся на акциях развивающихся стран составляет до $1,3 млрд. в неделю, в том числе до $500 млн. направляется в Россию, Польшу, Венгрию и Чехию. Объем торгов облигациями развивающихся стран вырос на 17% в 2004 г. и составил $4,6 трлн. (максимум с 1997 г.). Примечательно, что Россия находится в тройке лидеров по объему торгов, который в 2004 г. составил $357 млрд. (+ 24% к 2003 г.) или 8% объема торгов облигациями развивающихся стран. Приток иностранного капитала на рынки развивающихся стран в 2004 г. вырос на 32% до $279 млрд. а приток капитала в Россию и Турцию вырос на 50% до $97,4 млрд.

Среди ключевых проблем формирования эффективного рынка в России – плохая нормативная защита инвесторов, отсутствие закона об инсайдерской информации, «закрытость» информации. Кроме того, в большинстве компаний не принят кодекс корпоративного поведения. Свободному доступу инвесторов препятствуют отсутствие центрального депозитария и системы национального клиринга, очень слабо развита система инвестирования пенсионных накоплений и венчурного капитала. В одной из важных составляющих формирования эффективного рынка – однородности эмитентов – наблюдается сильный перекос в сторону энергетического сектора.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153