Разделы

Телеком Инфраструктура

IMS — катализатор роста выручки телекома?

За последнее десятилетие индустрия телекоммуникаций испытала больше изменений, чем за всю свою предшествующую историю. Но и сейчас далеко не все проблемы решены и вызовов у традиционных операторов связи более чем достаточно. Хотя развитие мобильного интернета дает некоторую надежду, но в ближайшее время пред индустрией телекоммуникаций возникнет основной вопрос: откуда придет рост бизнеса?

Исследование рынка показывает, что наибольший рост бизнеса в индустрии происходит вследствие технологических инноваций. Например, во Франции в период с 2005 по 2011 гг. коммуникации, связанные с OTT-технологиями (позволяют доставлять видеосигнал по сети интернет без контакта с операторами связи), включая VoIP и p2p, увеличились на 211 % с 303 до 942 млрд минут. Тогда как в этот же период количество минут разговора в традиционном секторе связи (фиксированной и мобильной) увеличилось только на 9 % с 190 до 207 млрд минут (по данным IBM Institute for Business Value, "Telco 2015, Five telling years, four future scenarios"). Да, у поставщиков ОТТ-услуг есть проблемы с монетизацией, но есть ощущение, что это просто вопрос времени. При всем многообразии инновационных технологий хочется выделить две, которые, вероятнее всего, окажут самое значительное влияние на операторов связи. Возможно, это WebRTC (проект с открытым исходным кодом, предназначенный для организации передачи потоковых данных между браузерами или другими поддерживающими приложениями по технологии точка-точка) и LTE/VoLTE (VoLTE – Voice Over LTE, голос над LTE).

Голос и картинка вторичны

Основной идеей WebRTC является стандартизованное внедрение голоса и видео в браузер. Причем не только в браузеры PC, но и в браузеры планшетников и мобильных устройств. Может, это и неочевидно на первый взгляд, но именно эта технология может разрушить существующие бизнес-модели операторов связи и создать новые модели, которые сейчас еще до конца не понятны. Посудите сами, WebRTC дает поставщикам услуг возможность разрабатывать новые сервисы, позволяющие пользователям общаться естественно и непринужденно. Значительно легче станет разработка дополнительных сервисов.

В качестве примера можно порассуждать, что произойдет со старыми добрыми мобильными АТС в случае, если клиентом этих решений станет любой web-браузер? Допустим, клиент банка заполняет форму на получение кредита. При возникновении трудностей он обычно звонит в центр обработки вызовов (ЦОВ) банка, проходит процедуру аутентификации, его соединяют с консультантом, который пытается понять по телефону, в чем заключается проблема. Недостатки такого подхода очевидны. Возможность использовать браузер в качестве клиента ЦОВ дает сразу 4 преимущества. Клиенту не придется авторизоваться в ЦОВ, он уже это сделал на сайте банка; ожидание в очереди клиент может провести с пользой, например получая информацию из тематического видеоролика; клиент может показать свой экран, используя технологию "Screen Sharing", соответственно, оператору будет гораздо легче понять, в чем проблема; для VIP-клиентов можно разрешать видеозвонки, что повысит их лояльность.

Очевидно, что со временем обычный голосовой канал доступа к услуге станет малоиспользуемым. Технология WebRTC сможет отменить традиционные голосовые и видеосервисы, коммуникации станут вторичными – услуга первичной.

Главный движитель – LTE

Катализатором этих процессов станет внедрение VoLTE технологий. Последние тенденции показали успех 4G LTE технологий. Операторы связи активно развивают LTE 4G-сети, которые предоставляют новые возможности пользователям: высокую скорость передачи данных, уменьшение временной задержки отклика и реализацию интеграции с другими технологиями, такими, как GSM, GPRS и UMTS. Так же технология позволяет организовать масштабируемую пропускную способность от 1.25 MHz до 20 MHz.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

Хотя технология LTE сейчас используется только для услуг мобильного интернета, следующим логичным шагом будет эффективное внедрение голосовых и мультимедийных сервисов. Следует заметить, что развитие 4G-сетей – довольно долгий процесс, который исчисляется годами, довольно длительное время у операторов связи будут сосуществовать самые различные сети. Не сразу у операторов появятся LTE-сети с общенациональным охватом. Как результат, оператору связи придется жить с промежуточными решениями, где основной задачей станет минимизация разрывов звонков и сессий в условиях, когда пользователь услуги путешествует между различными сетями (2G/3G/4G) при недостаточном покрытии LTE.

Очевидно, что WebRTC И VoLTE эти две технологии образуют синергию, когда 1+1=3. Согласно исследованиям ABI Research, количество мобильных устройств с поддержкой WebRTC и HTML 5 к концу 2013 г. достигнет 1,4 млрд, что на 87 % больше чем сейчас. При наличии достаточного LTE-покрытия революция неизбежна. Очевидно, что такие компании, как Skype с их миллиардной базой абонентов, попытаются перехватить лидерство. Традиционным операторам связи, если они не попытаются встать во главе процесса, придется довольствоваться званием "тупая труба".

Возможности IMS

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

Не следует забывать, что телефонная сеть оператора связи сейчас – самая большая "социальная сеть", и она должна стать просто немного лучше. Что же может помочь стать операторам лучше? Где расписан рецепт выживания, хотя бы с технологической точки зрения? Оказывается ответы на эти вопросы можно найти в последних релизах IMS (мультимедийная IP-подсистема на основе открытых кодов).

Это невероятно, но, кажется, слухи о том, что архитектура IMS оказалась "мертворожденным ребенком", не подтвердились. Последние инициативы 3GPP-комитета (полное название 3G Partnership Project ) позволяют сказать, что "пазл собран". Архитектура IMS выглядит логичной, завершенной и готовой ко всем технологическим вызовам рынка для операторов связи. Рассмотрим несколько примеров, как IMS решает вышеперечисленные проблемы.