Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

BPM: во главе управления бизнес-процессами

Реинжиниринг, или перестройка бизнес-процессов с течением времени оформился как полноценное изменение в подходах к ведению деловых процессов, а не только оптимизация существующих процедур внутри компании. Для реализации такой идеи требуется уже не просто разработанный план, а специализированные механизмы, обеспечивающие его претворение в жизнь. Наш материал посвящен специализированным решениям по управлению бизнес-процессами BPM (Business Process Management).

Необходимость внедрения новых программных продуктов, требования к повышению качества продукции, даже простое развитие бизнеса очень часто вызывает настоятельную необходимость что-то менять в работе современной компании. В то же время все большое число фирм приходят к мысли о необходимости совершенствования и формализации своих внутренних бизнес-процессов.

Даже крупным компаниям требуются не раз и навсегда созданные жесткие схемы. Опыт показывает, что гибкая система, способная приспосабливаться и вписываться в изменяющиеся условия рынка гораздо эффективнее и, скорее всего, именно она жизненно необходима сегодня.

Утраченные ценности

Внедрение стандартных деловых процессов в крупных компаниях зачастую приводит далеко не к тем результатам, которые планируются, а затраты на подобные внедрения превышают все мыслимые пределы. Перестройка компании в соответствии с индивидуальным планом, разработанным консультирующими экспертами, требует профессионального подхода, и — использовании в этом процессе специализированных решений по управлению бизнес-процессами BPM (Business Process Management).

Продукты, реализующие управление деловыми процессами, являются программным обеспечением нового типа, основанным не на объектах, как это принято в традиционных средствах автоматизации, а на процессах как ключевых единицах. В среде ВРМ стандартные концепции, такие как проектирование, реализация, тестирование и внедрение приложений в компании уже перестают быть необходимыми, и по большей части заменяются их эмулированием.

На сегодня в стандартах BPMI1 — Business Process Management рассматривается как парадигма, которая позволяет изучать, проектировать, внедрять выполнять, поддерживать, оптимизировать и анализировать распределенные процессы, выходящие за границы отдельных подразделений и предприятий, и охватывающие многочисленные приложения, работающие на различных технологических платформах. То есть системы ВРМ должны давать возможность топ-менеджменту интегрировать различные корпоративные приложения в целостную систему, автоматизирующую бизнес-процессы.

Такая задача слишком сложна на сегодняшний день для лишь одного производителя программного обеспечения. Создание единой технологии требует огромных ресурсов и сложнейшей логики, а моделирование бизнес-процессов имеет сложную историю ориентации не на ту аудиторию, которая могла бы реализовать все преимущества подобного подхода. Фактическое переименование workflow-продуктов, то есть отвечающих за управление объектами (такими, как документы) и авторизацию деловых процессов, в BPM — как это происходило в недавнем прошлом, — еще не сделало их полноценными для решений по управлению бизнес-процессами.

Дело за бизнесом

Ориентация именно на бизнес-подразделения, а не на отделы информационных технологий в крупных компаниях является одним из важных движущих факторов сегодняшнего успеха технологий ВРМ. Компания Documentum — известный игрок на рынке продуктов анализа и автоматизации бизнес-процессов, до недавнего времени не позиционировала себя как поставщик решений ВРМ. Однако опыт работы в этих областях, и желание участвовать в становлении столь перспективного рынка сделали свое дело.

Усилия по разработке новых продуктов и реализация требований рынка привели к тому, что в конце 2003 года компания впервые представила свое решение в области управления бизнес-процессами. В платформе Documentum 5 к этому времени были реализованы практически все необходимые составляющие Business Process Management. Кроме того, компания имела огромный опыт работы по созданию служб workflow. Именно они являются неотъемлемой частью предыдущих версий платформы, и, одновременно, стали основой автоматизации деловых процессов на ранних этапах. Такая же технология стала неотъемлемой частью, можно даже сказать — основой для ВРМ.

Два продукта компании, выпущенные весной 2004 года, уже сейчас обеспечивают основную функциональность управления бизнес-процессами в компании. Ключевым моментом в реализации технологии ВРМ является интеграция в единую систему корпоративных приложений, и продукт Documentum Business Process Services (BPS) позволяет реализовать часть этой задачи поддержки сквозных бизнес-процесов. Пользователи, за пределами корпоративной сети, могут направлять контент в единое хранилище Documentum или получать его. Кроме того, здесь предусмотрено участие в бизнес-процессах под управлением Documentum Workflow.

Приложения, реализованные на этой платформе получают возможность взаимодействовать с внешним системами через стандартные протоколы, такие как JMS, Web Services, XML, HTTP\S, Java или даже электронная почта. Все это позволяет реализовать инициирование бизнес-процесса в приложении на платформе Documentum по событию, созданному в другой корпоративной системе, и, наоборот, инициировать бизнес-процесс в другой системе используя J2EE. Таким образом можно принимать и обрабатывать, и, что более важно, — «понимать» приложениям практически любой, как структурированный так и неструктурированный контент. В него могут входить различные формы, XML-документы, Web-страницы и даже изображения и мультимедийная информация.

Решение для управления деловыми процессами от компании Documentum поставляется вместе с платформой управления корпоративным контентом (ECM), что обеспечивает управление неструктурированным контентом и дает модель интеграции компонентов и архитектуру SOA. Последние позволяют интегрировать транзактные данные и процессы. Унифицированный набор интеграционных компонентов, упрощающий связь между сотрудниками, между системами и между сотрудниками и системами, а также и набор компонентов Web- и настольного интерфейсов поставляется в составе платформы.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Правильная ориентация приложения на описание взаимодействий приложений в бизнес-категориях, а не в технических деталях, позволила сделать BPS легко расширяемым для поддержки дополнительных протоколов и стандартов. В том числе это стало возможным и благодаря тому, что BPS базируется на Documentum Business Objects Framework.

Учитывая то, что в последнее время одним из стандартов предоставления корпоративных данных все больше становится XML, упростилось и управление данными в ВМР-системах.

Использование единых технологий управления, таких как XML-схемы, XSLT и Xpath, позволяет избавиться от сложностей в управлении данными разного типа. Одним из заметных преимуществ стала интеграция управления данными в систему управления деловыми процессами. В платформу Documentum встроены собственные средства управления XML, и благодаря этому появилась возможность эффективного связывания конкретных событий, в том числе и web-сервисов на основе XML с деловыми процессами.

Для построения системы управления деловыми процессами, как уже неоднократно отмечалось выше, требуется гибкость и приспособляемость к требованиям конкретных обстоятельств и быстро меняющихся правил. Сотрудникам организаций, использующих ВРМ, приходится самим выбирать необходимые инструменты и разрабатывать свои собственные процессы.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Ориентация на бизнес-подразделения, что также отмечалось выше, — одно из важных преимуществ современных систем ВРМ. Соответственно, для максимально полного решения возникающих задач, требуются и новые инструменты создания и описания процессов.

Инструменты проектирования и мониторинга процессов поставляются Documentum в виде новых и традиционных компонентов собственной клиентской среды. При этом новый продукт — Business Process Manager (BPM) — представляет возможность проектировать бизнес-процессы без какого-либо программирования. Он является визуальной средой для описания процессов, выполняемых с помощью Documentum Workflow, и основан на функционале ранее использовавшегося для описания бизнес-процессов продукта Documentum Workflow Manager. Благодаря тому, что при разработке и модификации процессов не требуется прибегать к программированию, с этой задачей успешно справятся руководящие специалисты, понимающие, как должен идти подотчетный им процесс. Графический пользовательский интерфейс этой среды позволяет четко конфигурировать все шаги процессов, и значительно упрощает работу по их созданию. В BPM, по сравнению с Workflow Manager, внесен ряд существенных функциональных и эргономических улучшений. BPM также включает готовый набор шаблонов функций для доступа к возможностям интеграции BPS c использованием Web Services, JMS, SMTP и HTTP.

Ход выполнения процессов необходимо контролировать максимально полно и оперативно. Реализованные в Documentum инструменты позволяет наблюдать за ходом процессов в реальном времени.

В системе BPM необходимо иметь возможность производить расширения и модификации динамично, как того требуют обстоятельства. Однако в Documentum существует набор web-инструментов для проверки и анализа информации контрольного журнала. Контрольный журнал проверяется в режиме реального времени из web-браузера или импортируется в другую систему анализа и составления отчетов с помощью web-интерфейса, или через стандартные драйверы ODBC, JDBC и ADO.NET.

О необходимости для компаний работать с ВРМ-системами свидетельствуют многочисленные исследования и опыт уже работающих корпораций. Согласно прогнозам исследовательской компании Gartner, к 2005 году не менее 90% крупных предприятий мира будут использовать в своей работе продукты BPM. Те же, кто намерен жестко задавать контроль всех деловых процессов, компании, не использующие преимуществ BPM, могут быть отброшены более прогрессивными конкурентами на своих рынках. В 2003 году 22,7% из 500 опрошенных Delphi Group компаний не планировали внедрение систем ВРМ, 48,2% находились на ранней стадии такого внедрения, 9,3% завершали работу над подобным проектом, а 19, 7% уже использовали ВРМ в своей работе.

Денис Борушевский / CNews.ru


1Business Process Management Initiative — международная организация, разрабатывающая стандарты в области управления бизнес-процессами.