Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Bentley Systems: Как решения САПР могут помочь создать в России инфраструктуру мирового уровня

По мнению Николая Дубовицкого, вице-президента по России и СНГ, Bentley Systems, внедрение системы проектирования инфраструктуры можно назвать успешным, только если и инженер, и собственник получают экономически понятную информацию о проекте, что дает им возможность контролировать эффективность работы и оперативно принимать меры по ее повышению на каждом этапе жизненного цикла. Именно мобильность и доступность данных на всех этапах реализации проекта является основной особенностью концепции B/IM компании Bentley.

CNews: Какое из направлений деятельности является для компании приоритетным в России?

Николай Дубовицкий: Наше основное направление деятельности – это продажа программного обеспечения для проектирования объектов инфраструктуры в различных индустриальных областях.

Во-первых, это проектирование и строительство нефтегазовых объектов. Во-вторых, это строительство объектов транспортной инфраструктуры. Мне очень приятно, что в последние несколько лет самая большая динамика наблюдается именно в этой области. Она очень быстро развивается и по количеству проектов уже приближается к нефтегазовому сектору.

Третья область, на которую мы делаем ставку, – системы проектирования для городского хозяйства и муниципальных образований. Это решения для управления инженерными коммуникациями – начиная от разработки генплана и заканчивая проектированием водо- и газоснабжения городов. Множество наших партнеров уже работает в этой сфере, и мы будем продолжать развитие в этом направлении.

Четвертая область, в которой мы хотим работать, – это строительство. Мы подготовили программное обеспечение, локализовали его и уже вывели на рынок. Bentley Systems является одним из мировых лидеров в данной сфере, и мы надеемся, что наш опыт окажется полезным и востребованным российским заказчиком.

Нельзя говорить, что какая-то из этих областей для нас приоритетна. Они несколько отличаются по размеру, но одинаково важны для нашей компании.

CNews: Влияет ли наличие международной практики на долю компании на российском рынке?

Николай Дубовицкий: Трудно сказать, насколько влияет наличие международной практики на долю компании на российском рынке. Наверное, более важны знания и опыт, полученные в рамках международных проектов. И наличие такого опыта является преимуществом для заказчиков. Ведь они заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с компанией, которая обладает научным и интеллектуальным потенциалом, способным обеспечить многолетнее развитие и решение не только сегодняшних, но и будущих задач. И в этой связи, конечно, международный опыт Bentley Systems является дополнительным преимуществом.

Одна из миссий нашей компании в России состоит в том, чтобы помочь заказчику учиться на чужих, а не на своих ошибках. Российская экономика имеет возможность совершить скачок в своем развитии и в сжатые сроки занять передовые позиции в мировой экономике. И опыт, накопленный в других странах, поможет ей в этом.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского, мирового рынка в секторе вашей основной деятельности? Динамика финансовых результатов компании подтверждает оценки аналитиков?

Николай Дубовицкий: Компания Bentley Systems работает на российском рынке напрямую уже 8 лет и уже занимает значительную долю в сегменте проектирования инфраструктурных объектов в нефтегазовом секторе, металлургии, энергетике и в сфере решений для муниципальных образований. В последние 2 года наш бизнес в России рос ежегодно на 20%. Это значит, что наши решения востребованы, заказчики видят отдачу от их внедрения.

В мире бизнес Bentley Systems стабильно растет на 6% в год, и эта цифра за последние 6 лет не менялась. Это выше средних темпов роста мировой экономики в целом. Мне кажется, что инфраструктура сама по себе является областью, которой во всем мире уделяется большое внимание. Именно она определяет возможность выйти из экономических трудностей, если они возникают, и позволяет ускорить движение вперед, если экономика развивается динамично.

То, что сейчас в мире и в России наблюдается рост инвестиций в инфраструктуру, очень приятно. Я верю, что через 4 года качество инфраструктуры в нашей стране будет еще выше, и такие события, как Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу, станут драйверами ее развития. А наша компания готова предложить свой международный опыт реализации подобных проектов для того, чтобы Россия стала лучшей в мире по этому показателю.

CNews: Какова сегментация клиентов компании в России по отраслям?

Николай Дубовицкий: Самым большим сегментом, составляющим примерно половину бизнеса, являются решения для промышленности, включая нефтегазовую отрасль. Решения для городского хозяйства и транспорта составляют соответственно около 15% и 25%. Строительство – около 10% бизнеса.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о новой концепции информационного моделирования, которую предлагает Бентли. В чем ее принципиальное отличие от классического подхода?

Николай Дубовицкий: Основное отличие модели Bentley от классического подхода заключается в том, что мы рассматриваем всю совокупность жизненного цикла объекта, предлагаем смотреть на информацию со стороны бизнеса. Мы можем извлекать информацию из тех данных, которые содержатся в системе, и делать ее доступной для принятия решения на всех этапах развития проекта: от проектирования, до строительства и эксплуатации.

Заказчик в лице всех участников процесса – от инженеров до собственников – получает информацию в понятном, экономически прозрачном виде, что дает ему возможность контролировать эффективность работы и оперативно принимать меры по ее повышению на каждом этапе жизненного цикла. Именно мобильность и доступность данных на всех этапах реализации проекта является основной особенностью концепции B/IM компании Bentley. В основе этой концепции лежат плаформенные решения Bentley AssetWise и ProjectWise с модулем Enterprise Bridge.

Пока на рынке не существует аналогов нашего продукта, предоставляющих такие возможности. Их создатели часто ограничиваются этапом строительства и проектирования объекта. Но мы сознательно смотрим шире, потому что считаем, что путем исключения повторного ввода одной и той же информации, переделки имеющихся данных можно значительно повысить эффективность работы.

CNews: Предлагает ли Bentley облачные системы хранения и обработки данных?

Николай Дубовицкий: Основная система, которую предлагает наша компания, – это система управления инженерной информацией EIM (Engineering Information Management). Она доступна в облаке, что позволяет быстро предоставить доступ к данным всем, кому необходимо.

Реальность такова, что заказчики сегодня смотрят в основном на гетерогенные системы. Часть информации им удобнее хранить у себя, потому что она представляет коммерческую ценность, а часть – передать на аутсорсинг. Наше решение можно легко, эффективно и без потерь интегрировать с внутренними системами и организовать обмен данными с десятками поставщиков и подрядчиков.

CNews: На базе каких ЦОДов предлагаются эти сервисы?

Николай Дубовицкий: Мы используем платформы Amazon и Azure. Сегодня эти ЦОДы расположены за рубежом. Мы ведем переговоры с партнерами, и по мере их прихода на российский рынок будем стараться выстраивать работу здесь. Одновременно мы обсуждаем возможности использования ЦОДов на территории России для создания частных облаков под конкретных клиентов.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Российские заказчики уже высказывают желание хранить данные в российских ЦОДах, и я думаю, что по мере развития облачных сервисов в стране наши партнеры предоставят им такую возможность.

CNews: Как менялся спрос на облачные сервисы со стороны российских клиентов в течение 2012–2013 годов? Каков прогноз на 2014 год?

Николай Дубовицкий: В целом, спрос на облачные сервисы растет, но в первую очередь это касается частных облаков. Думаю, что по мере повышения качества каналов связи будет расти интерес и к централизованным публичным решениям. Мы, со своей стороны, готовы предоставить нашим заказчикам все необходимые сервисы уже сегодня.

CNews: Какие изменения вносятся в программные продукты компании при адаптации их для российского рынка? Имеются ли какие-либо особенности локализации в России? Можете привести пример на наиболее ярком проекте.

Николай Дубовицкий: В процессе адаптации продуктов Bentley для российского рынка мы решаем две задачи. Первая – локализация интерфейса. Вторая – приведение их в соответствие российским стандартам и российскому законодательству.

В каждом индустриальном направлении у нас определена продуктовая линейка, которая на сегодня полностью локализована. Но мы продолжаем работу над локализацией новых версий, которые появляются по мере изменения требований как со стороны заказчика, так и со стороны государства. Это новые версии продуктов, представленные нами на ежегодной конференции Bentley в конце марта: OpenPlant для трехмерного моделирования промышленных объектов, AECOsim Building Designer для архитектурно-строительного проектирования, PowerCivil – решение для трехмерного моделирования линейно-протяженных объектов.

CNews: Считаете ли вы, что в России существует проблема дефицита квалифицированных ИТ-специалистов?

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Николай Дубовицкий: Я часто слышу от наших партнеров, в том числе и заказчиков, о проблеме нехватки квалифицированных специалистов, о том, что выпускники ВУЗов не готовы к реальной работе в проектах как с точки зрения понимания процессов, происходящих в той или иной отрасли, так и с точки зрения уровня владения инструментарием.

Мы сотрудничаем с 33 российскими ВУЗами, включая МГТУ им. Баумана, МГСУ, МХТУ им. Менделеева, Уральским Федеральным Университетом, передаем им программное обеспечение, ведем обучение преподавателей, чтобы их выпускники выходили на рынок труда подготовленными с точки зрения использования инструментария.

Знание предмета и отрасли в первую очередь зависит от того, какую работу в этом направлении проводят наши заказчики – крупные компании и подразделения «Газпрома», «Роснефти».

Что касается Bentley Systems, то мы уже на протяжении нескольких лет приглашаем к себе студентов для подготовки дипломных проектов. Некоторые из них впоследствии приходят к нам на работу. Думаю, это способствует тому, чтобы на рынке труда появлялось все больше подготовленных к реальной работе специалистов.

CNews: Какова политика компании в сфере повышения лояльности ценных сотрудников?

Николай Дубовицкий: Наша компания постоянно следит за тем, чтобы зарплаты сотрудников соответствовали рыночным. Но для молодых людей самое главное – удовлетворение амбиций, самореализация. И мы стараемся предоставить им возможность участия в самых интересных проектах.

Мне кажется, подтверждением тому, что мы предлагаем интересную работу, стало то, что в этом году к нам на работу пришло трое молодых ребят.

CNews: Какие продукты компания представит в России в 2014 году?

Николай Дубовицкий: Мы только что вывели на российский рынок два, по сути, флагманских продукта для промышленного проектирования и строительства – это продукты OpenPlant и AECOsim. Сейчас наша задача – провести обучение партнеров, реализовать пилотные проекты, получить данные и на их основании уточнить функционал, внести необходимые исправления. Я рассчитываю, что в текущем году наши новые продукты уже начнут использоваться заказчиками. Думаю, к осени 2–3 реализованных в России проекта будут представлены на международной конференции Year in Infrastructure 2014 (Год в инфраструктуре 2014) в Лондоне.

Одновременно мы продолжаем работать над локализацией новых версий расчетных систем, систем для кабельной раскладки, проектирования дорог и транспортной инфраструктуры. Эта работа ведется постоянно.

Вообще, вся модель взаимоотношений Bentley с клиентами основана на том, чтобы сделать использование наших продуктов максимально удобным. Мы не считаем успешной продажу продукта, если клиент его не использует. А если такая ситуация возникла, то готовы предложить заменить его на другое решение, более необходимое для его бизнеса.

Наши продукты состоят из небольших блоков. И это позволяет заказчику приобретать лишь те элементы, которые ему действительно необходимы в данный момент времени. Мне кажется, что такая возможность создания сбалансированного портфеля программных решений является сегодня беспрецедентным предложением на российском рынке.

Мы хотим развиваться вместе со страной и привносить в этот процесс наш опыт. И это делает нашу работу интересной.