Разделы

Интеграция Внедрения

Автоматизация ремонтов в РЖД: управлять ремонтом каждого узла

Российские железные дороги продолжают реформирование собственных подразделений. В этом году в дочернее предприятие выделяется Дирекция "Желдорреммаш", в состав которой входят 10 локомотиворемонтных заводов, два литейно-механических предприятия и проектно-конструкторско-технологическое бюро. Для повышения эффективности работы "Желдорреммаш" приступило к внедрению автоматизированной системы управления технологическим процессом ремонта тягового подвижного состава. Реализацией проекта, не имеющего аналогов в России, занимается группа компаний "КомпьюЛинк".

В рамках проекта была проведена большая работа по подготовке нормативно-справочной информации. Необходимость этого вызвана спецификой предприятия: план по выпуску локомотивов из ремонта в "Желдорреммаш" формируется по дате выхода, а не по входу на ремонт. Помимо этого, объем ремонта можно определить только по результатам дефектации, которая производится путем полной разборки локомотива. Поэтому для реализации решения на первом этапе было необходимо выделить узлы, которые будут отслеживаться в процессе ремонта в позициях демонтажа и монтажа параллельно с сетевым графиком по нормативному сроку ремонта. Соответственно, для каждого сетевого графика, для каждого узла необходимо было подготовить и ввести в систему технологическую карту ремонта, описывающую все операции, выполняемые в случае максимального дефекта.

Одной из серьезных трудностей при внедрении АСУ стала неготовность персонала к работе с системой. Обучение мастеров проводилось непосредственно на заводах. Однако, по мнению Бориса Рапопорта, благодаря такому персонифицированному подходу удалось сохранить трудовые фонды и успешно решить проблему обучения.

"Детальная" автоматизация

По словам Бориса Рапопорта, уникальность внедряемой системы в том, что это практически первая в России реализация управления ремонтами в области тяжелого машиностроения на базе SAP. "Мы впервые создаем на базе SAP систему по решению задач самой сложной области в машиностроении – реализации капитального ремонта, включающегося в себя две фазы: разборку и утилизацию с дефектовкой, а также производство, то есть сборку и выпуск", – говорит он. По мнению г-на Рапопорта, это решение полностью отвечает нынешнему уровню технологий и отлично "ложится" на чрезвычайно напряженный график и жесткие условия производственной программы.

Второй момент, который делает систему уникальной, – глубина автоматизации. Данная система автоматизирует процесс управления ремонтом не по "верхам", а вплоть до уровня работы мастера ремонтного цеха. С помощью системы отслеживается информация по каждому из отремонтированных узлов. "Система отслеживает в режиме реального времени все технологические операции, которые были сделаны работником во время смены", - поясняет Борис Рапопорт. Таким образом, в систему заносятся все потребленные в ходе ремонта маттехресурcы. Учитывая, что в нее заведены и все планируемые ресурсы, в конце смены можно получить стоимость ремонта тех узлов, которые были за это время отремонтированы.

Начало пути

АСУ уже прошла этап опытной эксплуатации. Сейчас совместной командой бизнес- и ИТ-консультантов ГК "Компьюлинк" она запускается в промышленную эксплуатацию на Челябинском электровозоремонтном заводе с электровозами постоянного тока и Воронежском тепловозоремонтном заводе.


Большая территориальная распределенность затрудняет получение актуальной достоверной информации, синхронизированной во времени

К концу года система заработает на электровозоремонтном заводе с электровозами переменного тока в Ростове-на-Дону. Далее до конца года в решение будут введены ремкомплекты и ремонт на линию. В результате система покроет практически все потребности технологического процесса ремонта. На следующий год намечено тиражирование этого решения, в том числе опускание его вниз по разузлованию.

Помимо всего прочего, к концу 2008 года планируется завершить подготовку нормативно-справочной информации по Ярославскому, Уссурийскому и Улан-Удэнскому заводам.

Нет предела

Рынок комплектующих перекосило, а нас ждет импортозамещение. Что дальше?
Интеграция

Кроме цехов основного производства, где осуществляется ремонт локомотивов, заводы "Желдорреммаш" имеют цеха вспомогательного производства.

Группа компаний "КомпьюЛинк" – один из лидеров российского рынка консалтинга. "КомпьюЛинк" предоставляет клиентам полный спектр услуг по направлениям: управленческий консалтинг, построение информационных систем управления, инфраструктурная интеграция, консалтинговые услуги для государственного сектора, ИТ-решения для отрасли телекоммуникаций и связи, решения для финансовых и банковских структур, разработка заказного программного обеспечения, информационная безопасность, консалтинг в области подготовки персонала и обучение ИТ, ИТ-аутсорсинг, сервисная и техническая поддержка. Сеть сервисных центров охватывает более 130 городов России, представительство Группы "КомпьюЛинк" работает на Украине. В Группу входят компании "УСП Компьюлинк", GMCS, Redlab\Redcenter, "Аскейт", "Кворум", ИВЦ "Инсофт", Perimetrix и др.

Там изготавливаются запчасти и узлы, необходимые в процессе ремонта. Впоследствии данные детали предназначены как для выполнения ремонта непосредственно на заводе, так и по межзаводской кооперации поставки узлов между заводами. В 2009 году планируется автоматизировать управление собственным производством. К тому же, после выявления реальной стоимости изготовления того или иного узла, появится возможность обсчета транспортно-логистической задачи по оптимизации кооперации между заводами. В результате возникнет понимание, каким образом нужно выстраивать программу закупок по тем или иным узлам. По словам Бориса Рапопорта, эта задача может быть решена уже в 2009 году. "Мы планируем растиражировать это решение на все заводы "Желдорреммаш". До конца года мы сдадим ремкомплекты и ремонт на линии, чтобы замкнуть производственный цикл", - поясняет Борис Рапопорт.

Помимо этого, заводы "Желдорреммаш" ведут подсобно-вспомогательную деятельность, осуществляя ремонт электровозов и тепловозов сторонних компаний. И если для локомотивов РЖД существует очень четкая и жесткая регламентация, то для внутреннего железнодорожного транспорта металлургических и горно-обогатительных предприятий она не работает. То есть на ремонт они приходят, когда практически перестают функционировать. ГК "Компьюлинк" уже закончила разработку решения для подсобно-вспомогательной деятельности. По плану развития его предполагается внедрить на предприятиях в следующем году.


Борис Рапопорт, вице-президент ГК "КомпьюЛинк": Сейчас ИТ-консалтинг уже не может позволить себе какие-то последовательные подходы

На предприятиях "Желдорреммаш" не внедрялся HR-модуль SAP, однако необходимость данного шага очевидна. По словам Бориса Рапопорта, это направление будет развиваться, потому что вопросы мотивации работников имеют большое значение для заводов.

Помимо всего прочего, в 2009 году планируется создание модуля ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования) зданий и сооружений.

По информации "Желдорреммаш", уже утвержденная инвестиционная программа дочернего общества содержит специальный раздел, посвященный АСУ, и работа по дальнейшему развитию будет продолжаться согласно бизнес-плану.

Марина Мякишева / CNews

Короткая ссылка