Разделы

Цифровизация Внедрения

Автоматизация ремонтов в РЖД: управлять ремонтом каждого узла

Российские железные дороги продолжают реформирование собственных подразделений. В этом году в дочернее предприятие выделяется Дирекция "Желдорреммаш", в состав которой входят 10 локомотиворемонтных заводов, два литейно-механических предприятия и проектно-конструкторско-технологическое бюро. Для повышения эффективности работы "Желдорреммаш" приступило к внедрению автоматизированной системы управления технологическим процессом ремонта тягового подвижного состава. Реализацией проекта, не имеющего аналогов в России, занимается группа компаний "КомпьюЛинк".

Выход любого предприятия в конкурентный сектор влечет за собой повышение рисков, которые собственникам для сохранения своего положения на рынке придется так или иначе минимизировать. Одним из главных факторов увеличения эффективности остается автоматизация. На спрос и предложение локомотиворемонтных услуг влияют цена, качество ремонта, сроки выполнения и определенный уровень сервиса. Большую часть этих параметров можно существенно улучшить, используя современные методы управления капитальным ремонтом.

В прошлом году оборот локомотиворемонтных заводов РЖД составил порядка 22,6 млрд рублей. По данным "Желдорреммаш", в 2008 году данное значение вырастет до 25-26 млрд руб., и это далеко не предел. Так, например, до сих пор спрос на услуги ремонта тягового подвижного состава (ТПС) российских железных дорог частично покрывают заводы в Украине и Латвии.

С целью повышения эффективности управления ремонтным процессом "Желдорреммаш" полтора года назад приступил к разработке и внедрению автоматизированной системы управления технологическим процессом ремонта тягового подвижного состава (АСУ ТПР ТПС). Как отмечают в "Желдорреммаш", внедрение автоматизированной системы позволит повысить эффективность работы и качество проводимых ремонтов, что, в свою очередь, увеличит конкурентоспособность заводов.


Борис Рапопорт, вице-президент ГК "КомпьюЛинк": Мы впервые создаем на базе SAP систему по решению задач самой сложной области в машиностроении – реализации капитального ремонта

В качестве партнера по проекту была выбрана ГК "КомпьюЛинк", консультанты которой описали в виде типового проектного решения бизнес-логику управления ремонтами, разработали оптимальную схему ее реализации на предприятиях и осуществляют непосредственное внедрение решения на базе SAP.

Контроль в реальном времени

Основной доход РЖД получает от перевозок. Для их успешного осуществления имеют значение, как инфраструктура, так и локомотивы, и вагонный парк. По словам Бориса Рапопорта, вице-президента ГК "КомпьюЛинк", для получения максимальной прибыли от грузоперевозок важную роль играют качество и стоимость ремонта локомотивов.

Дирекция "Желдорреммаш" была создана в 1999 г. как структурное подразделение РЖД. 30 сентября 2008 года правление "Российских железных дорог" приняло решение о выделении дирекции "Желдорреммаш" и 10 заводов в специализированную дочернюю компанию в рамках принятой концепции реформы железных дорог. Компания осуществляет организацию работ по ремонту подвижного состава для железнодорожного транспорта. В состав "Желдорреммаш" входят десять заводов, проводящих капитальный и средний ремонт тягового подвижного состава, и два литейно-механических завода. Помимо этого, в состав "Желдорреммаш" вошло проектно-конструкторско-технологическое бюро по локомотивам.

Руководству компании было важно получить возможность видеть технологический процесс в реальном времени, чтобы влиять на него и принимать при необходимости оперативные меры. Ведь в состав предприятия "Желдорреммаш" входят десять заводов, обеспечивающие ремонт подвижного состава по всей стране: от Ростова-на-Дону до Уссурийска. Большая территориальная распределенность затрудняет получение актуальной достоверной информации, синхронизированной во времени. В свою очередь, внедряемое решение позволяет не только автоматизировать производственные процессы, но и дает возможность их визуализации. Как считают в "Желдорреммаш", "для управления таким колоссальным единым механизмом необходимо иметь информационную систему, которая дает возможность видеть, влиять и управлять".


Для получения максимальной прибыли от грузоперевозок первостепенную важность приобретают вопросы качества и стоимости ремонта локомотивов

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Поэтому руководством РЖД было принято решение о создании полнофункциональной ERP-системы для заводов. Поскольку корпоративным стандартом для РЖД является SAP, автоматизированная система должна строиться на базе SAP ERP 2005. При разработке АСУ для "Желдорреммаш" необходимо было четко следовать уже принятой внутри РЖД документации по развитию SAP, решениям на его основе и их архитектуре. Борис Рапопорт отмечает, что система должна была соответствовать уже внедренным модулям и интегрироваться с ними. По словам представителей "Желдорреммаш", от внедрения системы они, прежде всего, ожидают качественного прорыва в системе управления производством, управления материально-техническими ресурсами и себестоимостью.

Параллельное движение

В реализации проекта принимали участие бизнес- и ИТ-консультанты ГК "КомпьюЛинк". Они параллельно решали разные задачи. Команда бизнес-консультантов работала непосредственно с заводами и занималась подготовкой проектного решения, анализом и вопросами оптимизации. По словам Бориса Рапопорта, сейчас ИТ-консалтинг уже не может позволить себе какие-то последовательные подходы. Только параллельное выполнение проекта позволяет достичь эффекта. В свою очередь, команда ИТ-консультантов занималась разработкой решения на базе продуктов SAP.

На этапе разработки типового проектного решения нужно было понять бизнес-процессы предприятия и построить бизнес-модель ремонтов с учетом существующей специфики. В результате были выделены три бизнес-процесса: контроль исполнения технологического процесса ремонта тягово-подвижного состава, контроль обеспеченности технологического процесса ремонта ТПС материально-техническими ресурсами, расчет плановой и фактической себестоимости поузлового ремонта ТПС.