Разделы

АДЭ обсудила состояние и перспективы интернета в России

C 12 про 14 сентября в подмосковном пансионате "Ватутинки" прошел международный интернет-форум "Состояние и перспективы развития Интернета в России", организованный российской Ассоциацией Документальной Электросвязи. Эта конференция собрала многих представителей IT-рынка России, которые и своих выступлениях, и в кулуарном общении обсуждали вопросы, связанные с развитием и перспективами интернет-технологий в России и в мире. Как было заявлено организаторами форума, главная задача конференции - рассмотрение технологических, организационных и нормативно-правовых вопросов внедрения и использования современных информационных и телекоммуникационных интернет-технологий для повышения эффективности работы организаций и компаний.

Во многих докладах прослеживалось настроение уверенности в огромных перспективах интернета не только как информационной сети, но как глобального пространства для предоставления различных услуг, спрос на которые постоянно растет. В частности, глава российского представительства Sun Microsystems (генеральный спонсор конференции) Сергей Тарасов отметил, что "интернет начался с обмена информацией между людьми (почта, телеконференции). После этого превратился в хранилище информации (ftp, gopher, Web). Сейчас наступает эпоха предоставления услуг, сетевых сервисов. Сетевые сервисы превращают интернет из сети страниц в сеть программ, взаимодействующих с пользователями и между собой. Телекоммуникационная природа интернета получает свое новое применение - сеть становится "средой общения" не только людей, но и программ".

Таким образом, интернет все более и более уверенно становится универсальной средой для ведения бизнеса. "Последние два года показали, что инвестиции в "чистую" технологию, вокруг которой не создано реальных бизнес-моделей, сами по себе не способны создать работающего механизма ведения бизнеса", - утверждает Тагир Яшаров, президент компании "АйТи", - "по сути, речь шла об инвестициях в электронную коммерцию - ограниченную модель продаж через интернет". Сейчас же, по его словам, речь идет о настоящем электронном бизнесе - решениях для традиционной экономики, которые используют интернет как универсальную среду информационного обмена. Только сегодня за рубежом и в нашей стране начинают разрабатываться реальные модели ведения электронного бизнеса, способные обеспечить повышение эффективности деятельности предприятий и организаций.

Несомненно, что в нашей стране пока слабо развита сама инфраструктура Сети, в том числе и как рыночной-площадки - законодательство, сложность интеграции интернет-приложений с существующими экономическими системами и т.д. Многие участники форума в "Ватутинках" также сошлись во мнении, что все еще слабое развитие телекоммуникационной ощутимо препятствует развитию новых сетевых услуг и электронного бизнеса инфраструктуры в России.

Однако, по мнению Александра Микояна, ведущего менеджера компании Alcatel, российские операторы связи и операторы-поставщики различных услуг проявляют большой интерес к технологиям широкополосного доступа. Уже есть примеры строительства и запуска сетей широкополосного доступа в Москве, Петербурге и в других городах России. Однако, по его мнению, вызывают сомнение готовность многих компаний к широкому продвижению своих услуг в массы потенциальных клиентов.

Как заявил г-н Микоян, "при этом речь не идет о множестве технических проблем, которые, безусловно, стоят перед компаниями, продвигающими новые технологии на рынок. Стоящие перед операторами связи инженерные задачи хотя и сложны, но, как правило, имеют понятные решения. Речь идет о проблемах более высокого уровня: сетевого управления и управления услугами".

Необходимо также построение инфраструктуры для эффективного управления услугами. В широкополосных сетях клиентам необходимы гибкие возможности по пользованию услугами, поскольку для них одна линия является всем: и телефоном, и УАТС, и интернетом, и удаленным доступом, и т.д. Поскольку количество клиентов будет расти и приближаться к нескольким тысячам (по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге), а каждый клиент будет иметь много услуг, то управление всей системой обслуживания клиентов невозможно без применения соответствующих технологий. В числе таких технологий, например, автоматическое предоставление услуги по указанию клиента, подключение клиента без вызова мастера и т.д. Кроме того, нормальная организация управления услугами необходима для организации взаимодействия между поставщиками сетевого ресурса, поставщиками услуг и поставщиками содержания, что как раз и способствует становлению цивилизованных процессов в ведении электронного бизнеса.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Продолжением начатой темы о развитии телекоммуникационной инфраструктуры как одного из ключевых факторов для успешного развития новых интернет-услуг стали выступления докладчиков на заседании форума, посвященные теме мобильного интернета. Наше издание не раз писало о том, что будущее новых сервисов стоит как раз за новыми мобильными технологиями. Предоставление так называемых персональных сетевых услуг подразумевает наличие у абонента мобильного терминала, обеспечивающего постоянный и высокоскоростной доступ к информационным ресурсам Сети. Пока что большинство мобильных телефонов используется лишь для передачи речи, однако постоянно увеличивается доля неголосового трафика в сотовых сетях. С появлением на рынке новых технологий, позволяющих осуществлять передачу данных с высокими скоростями, появится тенденция к ускорению развития новых сетевых сервисов, связанных, в первую очередь, с интернетом. Так, по прогнозам Алексея Москвичева, руководителя отдела развития продуктов АО "Вымпелком", основными потребителями новых мобильных услуг станут роумеры, бизнес-клиенты и корпоративные пользователи. Наиболее востребованными услугами станут доступ в интернет и к корпоративным сетям, e-mail и различные промышленные применения.

В своем выступлении директор службы новых технологий и услуг МТС Шагит Резников отметил, что "абоненту мобильной сети неважно знать, что такое CDMA или GPRS, его, прежде всего, интересует состав услуг, удобство пользования, их стоимость, которые формируются этими технологиями. С точки зрения ведения бизнеса меняется отношение абонента и оператора к телефону - сегодня, когда обеспечивается взаимодействие с интернетом, телефон уже не только устройство для передачи речевых сообщений, но и окно в киберпространство: персональное, портативное, удобное и эффективное, предназначенное для ведения сделок".

В рамках конференции "Состояние и перспективы развития Интернета в России" участниками было рассмотрено также множество других вопросов, связанных с развитием IT-технологий, проблемами безопасности, взаимодействия компаний-участников рынка, международной электронной торговли и т.д. В рамках форума также прошли заседания комитетов и рабочих групп АДЭ, а также была представлена небольшая выставочная экспозиция некоторых компаний-участников, где можно было подробнее ознакомиться с их решениями и продуктами.