5 главных преград на пути к успеху свободного ПО
За последние годы свободное программное обеспечение завоевало серьезные позиции во многих сегментах компьютерного рынка. Сейчас перед его разработчиками и приверженцами стоит ряд задач, от решения которых зависит дальнейшая судьба Free Software. В чем же причины нынешнего успеха CПО и что может помешать его развитию в будущем?Хорошим примером может служить MySQL. Изначально это была довольно простая "недо-СУБД" для web-сайтов: отсутствовали важнейшие для СУБД функции, такие как хранимые процедуры и транзакции, надежность была весьма низкой, зато производительность – высокой (что очень важно для "бюджетных" сайтов). Поэтому MySQL одно время являла собой столь же массовое и, по мнению многих экспертов, некачественное решение, как и PHP. Но сейчас она активно "подтягивается" - во многом благодаря конкуренции со стороны свободных альтернатив PostgreSQL и Firebird.
3. Перестать быть "экзотикой"
На данный момент свободное ПО известно как "реальная альтернатива" для весьма широкого круга задач: от высокопроизводительных серверов до рабочего места секретаря. Но в большинстве случаев оно не считается основным вариантом или даже "одним из основных": решение в пользу Free Software – все же экзотика.
Конечно, для интернет-серверов это не так: здесь СПО используется с давних времен. При замене прежних Unix-систем применение Linux также естественно. Но все это – позиции, занятые уже давно. Сейчас в первую очередь важно, чтобы "рыночный профиль" свободного ПО расширялся. И этот процесс уже идет: благодаря позиции Oracle, Linux становится одним из основных вариантов для серверов баз данных.
Среди активных сторонников свободного ПО – крупные компании, прежде всего IBM
Но многие реальные, доступные уже сейчас возможности свободных программ остаются неизвестными "широкой публике". Например, на основе Linux можно создать для сотрудников очень качественное рабочее место с ограниченными задачами. "Испортить систему", "не туда перетянуть" какую-либо иконку или случайно стереть файл другого пользователя будет невозможно в принципе, как и установить игры и т.п. Технические средства для этого уже готовы – но рынок недостаточно осведомлен. И одна из задач сообщества свободного ПО на ближайшие годы - изменить эту ситуацию.
4. Завлечь коммерческое ПО на открытую платформу
Серьезная проблема, которая отталкивает потенциальных потребителей от Linux, – отсутствие Linux-версии популярных закрытых программ. Производители лицензионного ПО пока не видят смысла поддерживать что-то, отличное от Windows и иногда Macintosh. Добиться от таких компаний, как Adobe или Autodesk, выпуска Linux-версий – важная и, похоже, непростая задача.
Конечно, Microsoft Office for Linux вряд ли появится, но в нем и нет необходимости – OpenOffice.org вполне полноценен (и, по мнению автора, бывает удобнее в использовании).
Однако в более специфических, профессиональных областях ситуация иная. Как правило, свободное ПО обеспечивает возможности, достаточные для "крепкого любителя" (а иногда и для студента-старшекурсника) в практически любой области. А вот для действительного профессионального применения его не хватает. Причем специалисты, в отличие от студентов, вполне готовы платить за ПО. Но нынешняя ситуация вынуждает их оставаться под Windows, поскольку нужные им программы предназначены только для этой ОС.
Наличие свободной альтернативы никак не обесценивает профессиональные решения. Можно привести в пример систему трехмерной анимации Maya, которая продается, в частности, и для Linux: существование открытого любительского инструмента – Blender – не привело к "вытеснению" Maya.
Но пока не понятно, удастся ли сторонникам Linux повлиять на производителей закрытого ПО.
5. Окончательно разобраться с патентованием
Разумеется, на рынке существуют силы, которым невыгодно развитие свободного ПО. И они уже предприняли попытку остановить прогресс полицейскими средствами. Однако это привело лишь к скандалу с "делом SCO", в котором компания предъявила необоснованные требования к распространителям и пользователям Linux. Несмотря на полное отсутствие доказательств, суд удалось затянуть на четыре года, но теперь SCO находится в состоянии банкротства.
Если была одна "атака через закон" - логично ждать следующей. И если судить по прозвучавшим угрозам, речь может пойти о процессах по нарушению программных патентов. В США и некоторых других странах практикуется патентование ПО, а поскольку решения для одной и той же прикладной компьютерной задачи, как правило, принципиально не отличаются, патент означает монополию его владельцев на целый класс программ.
По американскому закону патент положено лицензировать у держателя. Причем зачастую требуются довольно четкие условия – отчисления с каждой проданной копии и т.п. Для ПО, которое распространяется свободно и децентрализованно, выполнение подобных условий невозможно в принципе.
Однако следует заметить, что реальное использование патентов, как правило, несколько иное. Ни одна серьезная задача не обойдется без их "нарушения". Но крупные компании об этом не беспокоятся: между ними заключены договоры о кросс-лицензировании, то есть каждая из компаний может пользоваться патентами другой.
В действительности патенты – способ защитить большие компании от конкуренции малых фирм. Те, у кого есть свой "портфель", как правило, имеют свободный доступ к патентам других компаний благодаря кросс-лицензированию. Если же пакета нет, обвинить в использовании существующих лицензий можно практически кого угодно, и не факт, что выставленные условия будут сколь-либо реальными.
Среди активных сторонников свободного ПО – крупные компании, прежде всего IBM. Патентная атака, которая поставила бы под угрозу этот сектор в целом, вряд ли будет воспринята ими спокойно.
По мнению автора, прямая патентная атака на открытые программы в ближайшие годы маловероятна, как минимум, со стороны больших компаний вроде Microsoft. Нельзя исключить судебный процесс со стороны "патентного тролля" - отдельной маленькой компании, у которой нет ничего, кроме нескольких лицензий. (Заметим, что реальное будущее не всегда совпадает с мнениями экспертов – скандал с SCO не был предсказан.) Кроме того, программные патенты есть далеко не во всех странах. И даже в случае успешной "атаки" в США основную часть разработки и распространения можно перевести в государства, где таких "ограничений" нет – в частности, в Россию или страны ЕС.
В какой стороне будущее?
Развитие ситуации в последние годы, по мнению автора, можно описать как "положительную обратную связь". Благодаря вкладу со стороны энтузиастов и коммерческих компаний возможности свободного ПО расширяются. А это, в свою очередь, приводит к увеличению самого сообщества: появляются как новые пользователи и независимые разработчики, так и новые модели.
Увеличивается и рыночная доля свободного ПО – хотя она, вероятно, несколько отстает от реальных его возможностей.
Возможно, в ближайшие годы мы увидим разнообразные "битвы" на рынке программных средств – причем, даже если патентным процессам суждено случиться, соревнование возможностей и концепций может быть куда интереснее их.
В долгосрочной перспективе, по мнению автора, успех или неудачу свободного ПО на рынке будет определять один вопрос: сумеют ли разработчики решить принципиальные проблемы в современных информационных технологиях.
Сложно считать нормальной ситуацию, когда в практически любых программах немало "уязвимостей" (даже если они оперативно "закрываются"), когда для обычной "пишущей машинки" требуется вычислительная мощность больше, чем было бы достаточно для управления полетом на Марс и т.п.
Рынок без участия Free Software не смог решить эти вопросы, найти нужные новые принципы. Несмотря на несколько волн инвестиций в малые компании, интересные идеи не пробились наверх.
Сумеет ли свободное ПО в конечном счете преобразовать "компьютерный мир"? Это нам лишь предстоит увидеть.
Михаил Рамендик / CNews