Разделы

Безопасность Интеграция

5 главных проблем при возвращении сотрудников в офис

Последние несколько месяцев корпоративные ИТ-отделы существенную часть рабочего времени уделяли обеспечению удаленной работы сотрудников, отправленных работать из дома. По мере снятия ограничений на посещение офисов, перед ними встанут новые трудности, о которых пока мало кто говорит.

Снова вместе, снова рядом

В марте и апреле ИТ-подразделения компаний, отправивших своих сотрудников трудиться из дома, в лихорадочном режиме налаживали удаленный доступ к корпоративным ИТ-системам, решали вопросы с работоспособностью и защищенностью домашних рабочих мест сотрудников. В ходе опроса, проведенного сервисной компанией Ivanti, 63% ИТ-сотрудников отметили, что нагрузка на них выросла, а 66% отметили увеличение количества инцидентов, требующих внимания ИТ-служб. В первой тройке по частоте обращений — проблемы с VPN (74%), с решениями для видеоконференцсвязи (56%) и с недостаточной пропускной способностью каналов связи для работы с корпоративными системами (48%).

Казалось бы, с возвращением сотрудников в офисы, по мере снятия ограничений, положение должно наладиться, однако, как показывает опыт, перед службами поддержки встанут новые задачи, связанные с вредными привычками, приобретенными за время вынужденной работы из дома.

С возвращением сотрудников в офисы перед службами поддержки встанут новые задачи, связанные с вредными привычками, приобретенными за время вынужденной работы из дома. Фото: ru.depositphotos.com

Большинство проблем так или иначе связаны с тем, что, работая дома, многие пренебрегают правилами безопасности (52%, согласно исследованию компании Tessian). Но есть и другие проблемы, которые надо решить сразу после возвращения сотрудников. Или попробовать решать еще до того, как это произойдет.

1. Я обновлю это завтра

Возвращаясь на рабочие места, многие сотрудники принесут из дома корпоративные ноутбуки, которые забрали, уходя на карантин. На многих из них не будут установлены последние обновления операционных систем и средств безопасности.

Причины нажатия на кнопку «Сделать это позже» могут быть различными. Нет времени ждать установки обновления, поскольку сроки поджимают, антивирус тормозит работу или вообще конфликтует с какими-нибудь «домашними» приложениями (и поэтому его иногда отключают..., а включают далеко не сразу).

По возвращении сотрудников на рабочие места задача ИТ-отдела — быстро исправить ситуацию. А до того — периодически напоминать сотрудникам, что безопасность устройств надо блюсти даже в домашних условиях и иногда надо пожертвовать 10 минутами времени на процесс перезагрузки и установки обновлений, чтобы уменьшить вероятность заражения компьютера.

2. Смешивал свои ресурсы с корпоративными

Не будем лгать: работая дома, мы используем один и тот же аккаунт и для работы, и для развлечений. Особенно, если работаем на собственном, а не корпоративном устройстве. Запускаем с него и профессиональные, и «личные» приложения, посещаем и рабочие, и иные сайты.

Конечно, ИТ-отделы занимаются, по мере возможности, защитой личного оборудования, однако сделать это гораздо сложнее, чем автоматически обновлять или исправлять корпоративное устройство, имеющие встроенные средства удаленного управления.

А с учетом того, что дома многие пренебрегают правилами безопасности, то неудивительно, что, когда по окончании карантина сотрудники принесут на работу личные ноутбуки, последние будут представлять серьезную опасность для корпоративной ИТ-системы. И ИТ-отделам придется настоять на том, что принесенные устройства должны сначала пройти серьезную проверку на наличие вредоносных программ.

3. … И один пароль, чтобы залогинить всех

Как уже говорилось, практически любое устройство, используемое дома, становится общим достоянием всех родных и близких. И мало кто создает отдельные аккаунты для рабочего и личного применения или для каждого члена семьи.

Поэтому с рабочей учетной записи, скорее всего, ходили по онлайн магазинам, играли в онлайн-игры, скачивали фильмы или программное обеспечение. Пароль стал общедоступен (в семейном кругу) или аутентификацию по нему вообще отключили.

Или, наоборот, использовали корпоративную учетную запись для входа с «постороннего» устройства, что несет не меньшую угрозу безопасности.

Поэтому при возврате ноутбука в офис эксперты советуют исходить из предположения, что пароль скомпрометирован и его надо заменить сразу после подключения компьютера в корпоративную сеть. А также выполнить сканирование сети компании, чтобы определить, нет ли в ней новых, неизвестных устройств.

4. Вирусы бывают не только цифровые

Эпидемия ковида заставила ИТ-отделы задуматься не только о борьбе с компьютерными вирусами, но и с вирусами обычными.

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес
Искусственный интеллект

Главным полем борьбы с микробами, полагают микробиологи, станут смартфоны. Их используют на улицах, в транспорте, в местах большого скопления людей. А потом прикладывают к лицу. А то и касаются губами при разговоре.

Еще в январе, до эпидемии, опрос ZDNet показал, что 60% никогда не чистили свое мобильное устройство, 14% — что делали это раз в месяц, 18,5% — раз в неделю. Зато, как показал прошлогодний опрос медицинской компании Vital Vio, 88% взрослых используют смартфоны в туалетах. Неудивительно, что согласно ряду исследований, на смартфоне микробов больше, чем на сиденье унитаза.

Эта проблема существовала всегда, но в нынешнее время она особенно актуальна.

Конечно, физическая чистота смартфонов, в идеале, должна быть предметом заботы не ИТ, а специализированного подразделения; и для обеззараживания смартфонов, как советуют аналитики Gartner, неплохо бы создать специальную зону за пределами офиса.

Что нужно знать при выборе ВКС
Рынок видеоконференцсвязи 2021

Но если быть реалистами, то только ИТ-отдел возьмет на себя труд заказать, кроме салфеток для протирки мониторов, еще и салфетки для смартфонов.

5. «Теневые ИТ» выходят из тени

Работая из дома, многие сотрудники по той или иной причине начали использовать «некорпоративные» инструменты и средства повышения эффективности работы. И не захотят отказываться от них, возвращаясь в офис, по крайней мере — добровольно.

«Теневые ИТ» и так представляли собой проблему для ИТ-отделов и служб ИТ-безопасности, а теперь проблемы при работе с «некорпоративными» средствами выйдут на новый уровень.

В тех случаях, когда эти средства не удастся снова заменить на корпоративные, ИТ-отделам придется расширять зону своей ответственности, обеспечивать резервное копирование, аудит безопасности, управление идентификацией и доступом в новых рабочих средах.

Взять и отменить. Почему это не сработает

Разумеется, перечень проблем, которые придется решать ИТ-отделам, не ограничивается этим списком. Например, сидение дома может ослабить такой безусловный рефлекс, как выход из системы или принудительный вывод на экран скринсейвера даже при кратковременном уходе с рабочего места. И, разумеется, никто не говорит, что новым привычкам надо непременно потакать.

Однако просто взять и все запретить — работу на своих устройствах, использование удобных дополнительных сервисов — тоже не выход. Потому, что работа из дома — это новая реальность. Даже если не будет второй волны коронавируса. Работа из дома понравилась многим, согласно опросу платформы Hired.com лишь 9% сотрудников хотят работать только в офисе, 35% заявили, что предпочли бы работать удаленно, и 56% — что предпочли бы проводить в офисе два-три дня в неделю.

Полностью проконтролировать, какими решениями будут пользоваться сотрудники из дома, вряд ли возможно (хотя работодатели пытаются, по данным портала 10vpn.com спрос на средства мониторинга в апреле вырос на 87% над «предпандемийным» уровнем, в мае спрос остался выше на 71%). Поэтому ИТ-службам необходимо не только восстанавливать навыки пользователей по части работы в офисе, но и самим обучаться поддерживать выбранные сотрудниками альтернативные решения.

Подписаться на новости Короткая ссылка