Разделы

business_old

Снимок из «облака»: как российский сервис вышел на мировой рынок Web2Print

Заняв практически неосвоенную в России нишу по профессиональному созданию фотокниг в онлайн-режиме, екатеринбургская компания быстро вышла на федеральный, а потом и на международный уровень. Облачные технологии позволили стартапу не только стремительно расширять базу клиентов, но и повышать качество своих услуг. Теперь их продуктом интересуются крупные типографии, а также простые россияне. В последние полтора десятилетия с рынком фотоуслуг произошли революционные изменения. Развитие цифровой фотографии снизило количество распечатываемых снимков. Традиционную фотопечать стали вытеснять новые высокомаржинальные фотоуслуги, в первую очередь фотокниги. Первое поколение программного обеспечения для их создания представляло собой десктоп-решения. Как правило, такие программы требовали определенных навыков от пользователей. Это ограничивало круг потенциальных потребителей.

«Когда люди понимали, что им нужно что-то скачивать и устанавливать, они часто отказывались от подобных предложений, — вспоминает директор PrintOnDemandSolution Виталий Клементьев. — Мы начали изучать возможности оптимизации процесса и пришли к выводу, что ничего не мешает создать онлайн-версию приложения».

Переход в онлайн позволял бы создавать фотокниги практически любого уровня сложности. Кроме того, интуитивно понятное и простое в использовании приложение с большим количеством готовых дизайнов повышает конверсию пользователей и увеличивает число заказов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению любительской клиентской базы.

На росте числа потребителей продукта позитивно сказываются и регулярные обновления функционала платформы. В месяц системой обрабатываются более 7 тыс. заказов, а объем удваивается каждый год. Отсутствие необходимости скачивания и инсталляции, обилие графических возможностей и библиотека готовых дизайнов стали ключевыми факторами популярности Web2Print-приложения у любителей.

«Клиент выбирает понравившийся дизайн, расставляет в нем свои фотографии, и книга готова. При этом в самом редакторе нет ограничений на кастомизацию, — объясняет Виталий Клементьев. — Клиент может изменить верстку или добавить украшения в дизайн парой кликов. Около 70% всех книг у нас сейчас заказываются на базе готовых дизайнов».

Профессионалы тоже постепенно начали склоняться к идее перехода в онлайн. Интерес возрос после очередного обновления платформы, предоставившего функционал работы с большими тиражами выпускной программы. Более того, конкуренция между крупными игроками сделала этот переход стремительным. К тому моменту идея Web2Print-решений была успешно реализована на Западе. Каждый год рынок в США и Европе удваивался и перевалил за отметку €1 млрд. В России же этим практически никто не занимался, хотя потенциал данного сегмента был оценен в ₽18 млрд.

Четыре рубля с клиента

От идеи до начала разработки прошел год. Еще столько же ушло на вдумчивую работу с приложением. Его первая версия появилась на рынке в августе 2012 года и была рассчитана на екатеринбургских заказчиков. Первые успехи коммерческого стартапа — до сотни заказов в месяц. Посыпались запросы из других городов: как можно использовать вашу разработку в наших интересах? Очевидным выходом стала смена модели с On-Premise на SaaS: в PrintOnDemandSolution решили продавать не конкретный продукт, а платформу для его создания.

«Если бы мы пошли по пути On-Premise, то цена нашего продукта отрезала бы локальные компании средней руки и малый бизнес, — считает сооснователь проекта Алексей Царьков. — Сейчас мы формируем цену на наши услуги следующим образом: считаем, сколько разворотов за месяц было выгружено в печать. За каждый разворот клиент платит нам 4 рубля, но минимальный платеж в месяц — ₽5000».

Концепция White Label, которую исповедуют в компании, позволила не заниматься развитием партнерской сети во многих городах под монобрендом. ПО и мощности PrintOnDemandSolution сейчас используются десятками заказчиков. Печатные дома оснащают SaaS-решение своим продуктовым набором, самостоятельно определяют стоимость услуг и предоставляют сервис под собственным брендом. Модель SaaS стала для компании олицетворением перспективности и масштабируемости, позволила выйти на международный уровень и увеличить прибыли без серьезных операционных затрат на развитие. Позиции платформы укрепились выпуском новых сервисных компонентов — помимо возможности создания фотокниг, подписчики платформы получили в распоряжение еще несколько онлайн-сервисов: фотосувениры, фотопечать и широкоформатную печать.

Отзывы пользователей


«О PrintOnDemandSolution мы впервые узнали, посмотрев, как работает система у наших коллег из другого города. Мы сомневались в том, надо ли вкладываться в развитие интернет-направления. Но после установки и запуска системы сомнения быстро исчезли, — рассказывает Геннадий Косов, директор тюменской компании «Фотопрофи». — Однако к хорошему привыкаешь быстро, и мы теперь ждем с нетерпением новинок, регулярно появляющихся в этом решении».

«В свое время мы первыми в городе запустили интернет-печать фотографий и фотокниг на базе десктоп-программ. Когда пришло время выбирать комплексное решение для онлайн-сервисов, мы изучили разные системы, но в PrintOnDemandSolution нас устроило практически все — продуктовый охват, интеграция с нашими действующими процессами, удобство клиентских интерфейсов и, конечно, цена», — объясняет Дмитрий Шихов, директор по развитию бизнеса кировской компании «Колизей».

Однако со временем планомерному развитию стали мешать ограниченные возможности локального хостинг-провайдера. Сервис создания фотокниг подразумевает высокую динамику роста используемого места: тут и большой набор графических решений, и сами исходные изображения, и личные кабинеты пользователей, в которых эти изображения должны храниться и быть постоянно доступны.

«Мы стали думать о том, на какой площадке можно решить эту задачу, и выбрали Microsoft Azure, — объясняет Алексей Царьков. — Комфортный вход в Azure нам обеспечила программа BizSpark, с помощью которой мы еще и получили лимиты по кредитованию».

Юрий Драченин, «Контур.Эгида»: Контроль за сотрудниками со стороны ИБ не должен восприниматься как слежка

Безопасность

Благодаря инициативе Microsoft BizSpark компания получила возможность бесплатно пользоваться лицензионными продуктами разработчика. Кроме того, участникам доступны технологические гранты, помощь в выходе на рынок, поддержка на глобальном уровне и консультации.

Автоматизация внутренних бизнес-процессов, гибкость, высокая скорость выделения ресурсов, низкие затраты на администрирование площадки — это все стало основными преимуществами «облаков» для PrintOnDemandSolution. К тому же платформа решила стоящие перед проектом технические задачи. В частности, объем хранящихся данных может быть практически бесконечен. Это возможно благодаря собственному хранилищу BLOB-объектов Microsoft Azure.

Масштабируемый рендеринг

В январе 2014 года компания начала переход на Microsoft Azure. Он занял не более месяца, а осуществить его удалось собственными силами. По ходу дела специалисты Microsoft были готовы к оказанию консультативной помощи. В итоге экономические плюсы от использования Azure не ограничились выгодными условиями внедрения. Необходимость оперативного параллельного рендеринга изображений многих заказчиков в свое время вынудила PrintOnDemandSolution развернуть достаточно громоздкую машину. Она обслуживала интересы типографий по всей географии бизнеса: в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Эстонии.

«Ночью эта машина простаивала — рендерить было практически нечего, — рассказывает Виталий Клементьев. — И наоборот, когда возникали сезонные пики — Новый год, выпускные, другие праздники, необходимо было поддерживать высокий уровень мощности, чтобы обеспечить своевременный рендеринг всех заказов».

Масштабировать машину рендеринга в зависимости от количества заказов в очереди удалось с помощью технологии Azure Service Bus. В часы наименьшей нагрузки машина уходит на минимальное потребление ресурсов, а при росте заказов за считанные минуты мощности могут вырасти пятикратно, а оплата за их использование стала более гибкой.

Гарантия на 3 года

Число типографий и фотокомпаний, использующих платформу PrintOnDemandSolution, приближается к сотне. Количество конечных пользователей перевалило за 120 тысяч. При таких объемах обслуживания и продаж на первый план выходят инструменты маркетинговой поддержки.

Ядром маркетингового блока платформы стала MS Dynamics CRM. Благодаря глубокой интеграции CRM с платформой все ключевые действия клиента в системе журналируются: начиная с момента регистрации и авторизации и заканчивая созданием проекта, загрузкой фото и оформлением заказа. Опираясь на эти данные, можно делать разнообразные выборки по клиентам. Сегментированные данные становятся основой маркетинговых инициатив. Например, один из популярных бизнес-процессов — «дожим клиента»: делается выборка по пользователям, которые создали проект книги и загрузили не менее пяти фотографий; затем по этой выборке производится email-рассылка с предложением завершить книгу в течение 3 дней, а сам заказ оформить со скидкой. На базе Dynamics CRM организована служба email-маркетинга – незаменимый инструмент управления отношениями с клиентами, который использует каждый третий подписчик платформы.

На этом сотрудничество PrintOnDemandSolution и Microsoft не закончилось. В январе 2015 года, аккурат перед ростом цен, компания заключила трехлетний контракт с Microsoft и зафиксировала валютные цены до 2018 года включительно. Таким образом, разработчики платформы снизили валютные риски, обеспечили возможность вкладывать ресурсы в развитие, а клиентам – получать комфортные цены на сервис.