В России начнется выпуск чипов для новых загранпаспортов и других документов

Интеграция ИТ в госсекторе Электроника
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков
Правительство одобрило проект постановления ФМС о создании миграционной ГИС на основе уже действующих ИТ-ресурсов множества заинтересованных ведомств. Финансировать проект планируется из бюджета госпрограммы «Информационное общество». Как станет происходить выпуск микрочипов для некоторых видов документов, предстоит определить Минпромторгу.

Чипы для загранпаспортов

Правительство предписало Минпромторгу организовать разработку и производство интегральных микросхем для загранпаспортов, видов на жительство лиц без гражданства и проездных документов беженцев.

Это указание содержится в правительственном постановлении, описывающем создание новой госсистемы миграционного и регистрационного учета «Мир», — на основе объединения госсистемы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и ГИС миграционного учета.

Как проконсультировал CNews представитель «Микрона» Алексей Дианов, с некоторых пор все чипы для загранпаспортов в России производятся именно на этом российском предприятии, которое само же и разработало их дизайн. Продолжат ли они и далее использоваться в неизменном виде, или претерпят изменения, можно будет понять из соответствующего техзадания Минпромторга к этому проекту.

ГИС «Мир» для миграционного учета

Постановление о ГИС «Мир» было внесено Федеральной миграционной службой (ФМС) во исполнение более раннего правительственного поручения.

Одной из основных целей создания ГИС заявлено обеспечение общественной и национальной безопасности России. В пояснительной записке говорится, что «Мир» позволит повысить степень защиты документов, удостоверяющих личность, от подделки, эффективность пограничного контроля и мер по борьбе с незаконной миграцией.


Дмитрий Медведев и Николай Никифоров в крымском УФМС во время старта пилота по выдаче электронных паспортов

Полный перечень документов, о которых идет речь, стандартный и также включает общегражданский, дипломатический и служебный паспорта, так называемый документ иностранного гражданина, удостоверение личности моряка, разрешение на временное проживание, выдаваемые лицу без гражданства, удостоверение беженца.

В тексте постановления говорится, что «Мир» должен состоять из ряда ведомственных сегментов, и фрагмент, представляющий собой информационно-технологическую инфраструктуру проекта, будет приходиться на Минкомсвязи.

Затрагиваемые ведомства

Помимо Минкомсвязи и Минпромторга постановление затрагивает Минфин, МВД, МИД, Минобороны, ФСБ, Федеральное агентство по обустройству госграницы, ФМС и Федеральное агентство морского и речного транспорта. Именно этим ведомствам предписано до 1 января 2016 г. издать акты, определяющие порядок функционирования элементов новой ГИС, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

Минкомсвязи и ФМС до 1 января 2016 г. также предстоит внести изменения в госпрограмму «Информационное общество (2011—2020 гг.)», которые должны предусмотреть финансирование проекта — в том числе «за счет перераспределения средств, предусмотренных в программе развития и эксплуатации системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения».

Из текста постановления можно заключить, что во многом проект станет осуществляться в рамках уже ранее закрепленных стандартных обязанностей ведомств по миграционной тематике.

Принципами создания ГИС заявлены приоритет использования ИКТ при обработке данных миграционного учета, однократность ввода данных, персональная ответственность должностных лиц за достоверность сведений, информационная безопасность и пр.

Об электронных удостоверениях

Напомним, в июле 2015 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров на семинаре для руководящего состава Министерства чрезвычайных ситуаций представил образец электронного удостоверения личности гражданина Российской Федерации.

По данным CNews, пилотный проект, связанный с выдачей этих удостоверений, стартовал в ряде городов Южного федерального округа.

В апреле 2015 г. сообщалось, что выпускать электронные паспорта на замену бумажным начали в Крыму.

Российский электронный паспорт в его новой версии представляет собой пластиковую карту, на которой отпечатаны фамилия, имя и отчество владельца, его фото, пол, дата и место рождения, номер документа, дата его выдачи и срок действия, а также ИНН и СНИЛС.

Чип для удостоверений личности также выпускается на «Микроне».

Ранее сообщалось, что ИТ-инфраструктурой для выдачи новых электронных удостоверений должна служить система, создаваемая на основе объединения ГИСМУ (отвечает за оформление внутрироссийских паспортов) и ГС ПВДНП (биометрические загранпаспорта). Модернизацией систем и их объединением занимаются «Техносерв» (подрядчик ФМС) и НИИ «Восход» (подрядчик Минкомсвязи).