Взлет китайского «убийцы Apple» захлебывается

Бизнес Техника
мобильная версия
, Текст: Валерия Шмырова

Председатель LeEco адресовал сотрудникам письмо, в котором сообщил о нехватке средств в компании и пообещал умерить темпы ее развития. Причина возникновения проблем — приобретение телевизионным провайдером LeEco автомобильного и смартфонного бизнеса одновременно.


LeEco сознается в нехватке средств

Быстрое развитие сразу в нескольких направлениях истощило средства китайского бренда LeEco. Об этом заявил в письме к сотрудникам компании ее председатель Цзя Юэтин (Jia Yueting). Цзя извинился перед акционерами и пообещал замедлить темпы роста бизнеса. Кроме того, миллионер обязался сократить собственный доход до 1 юаня (около $0,15).

В своем письме Цзя признает, что LeEco «слепо неслась вперед» и «чрезмерно раздула глобальную стратегию», в то время как ее «капитал и ресурсы были ограничены».

Диверсификация бизнеса

Также Цзя отмечает, что «ни одна другая компания не имеет опыта пребывания во льдах и пламени одновременно», что, по-видимому, должно описать диверсификацию бизнеса, которую последовательно проводит бренд. Изначально компания была известна как телевизионный оператор Leshi Internet Information & Technology (LeEco), однако впоследствии начала стремительно расширять круг занятий. Об этом свидетельствует строительство завода по изготовлению электромобилей в Неваде в США, в который LeEco планирует вложить около $1 млрд в течение 10 лет. Цзя неоднократно заявлял, что завод станет успешным конкурентом компании Tesla Motors.

Рывок LeEco во все стороны одновременно захлебнулся от нехватки средств

Разработкой электромобилей занимается калифорнийская компания Faraday Future, которая также входит в состав холдинга. В эту компанию Цзя инвестировал около $300 млн личных средств. Штат фирмы укомплектован бывшими сотрудниками BMW, Ferrari, Chevrolet, Lamborghini и Land Rover. Первый электромобиль LeEco должен появиться на рынке в 2017 г.

Помимо автомобилестроения, бренд стремится к освоению других незнакомых сфер. В 2015 г. LeEco вышла на рынок мобильной техники, а в июле 2016 г. объявила о покупке за $2 млрд производителя телевизоров Vizio из Калифорнии, США. В августе того же года компания завладела в общей сложности 28,9% акций производителя смартфонов Coolpad, которые выкупала небольшими порциями.

Положение компании

Акции различных подразделений LeEco упали в цене сразу после публикации письма Цзя. Бумаги телевизионного сервиса Leshi Internet Information & Technology стали торговаться на 7% дешевле. Акции производителя смартфонов Coolpad упали на 25%, достигнув самой низкой отметки с февраля 2014 г.

По словам Цзя, теперь компанию ожидает урезание расходов и фокусирование на основном бизнесе вместо приобретения нового. LeEco упрекают в том, что она проводит экспансию в другие сферы по рискованной бизнес-модели. Единственным стабильно прибыльным предприятием холдинга остается Leshi, отмечает финансовый директор бренда Уинстон Ченг (Winston Cheng). В остальные сферы Цзя инвестирует вопреки интересам этого подразделения.

Проблемы экспансии Xiaomi

Одновременно с LeEco с большими трудностями столкнулась и компания Xiaomi, еще один производитель смартфонов из Китая, о котором в России заговорили в 2014 г. Продажи смартфонов Xiaomi упали во втором квартале 2016 г. на 40% по сравнению с прошлогодним показателем. Примечательно, что в октябре 2016 г. LeEco и Xiaomi одновременно открыли свои первые фирменные магазины в Москве, что свидетельствует о попытках бурной экспансии на иностранные рынки.

В начале своего существования бренд Xiaomi быстро завоевал популярность тем, что предлагал пользователям устройства с премиальными характеристиками по доступным ценам. Однако вскоре эту тактику переняли компании вроде Vivo, Oppo, OnePlus и Huawei, после чего преимущество было утрачено, пишет ресурс International Business Times.

Еще одна ошибка Xiaomi — чрезмерная концентрация на бюджетных моделях. Например, компания перенесла на более поздний срок выпуск премиальных Mi Note 2, чтобы сосредоточиться на бюджетных Redmi Note 3. Причем это произошло тогда, когда китайский потребитель уже был готов «платить больше». Низкий уровень приверженности китайских покупателей одному и тому же бренду также поспособствовал спаду продаж.

Выйти на европейский и американский рынки Xiaomi мешает использование достижений других компаний, не подкрепленных лицензиями. Даже в Индии компания столкнулась с патентным иском от Ericsson, а в Европе и США «китайскую Apple» ожидает еще больше таких исков.