Готовится запрет на перевозку смартфонов в самолетах

Безопасность Стратегия безопасности Госрегулирование Бизнес Законодательство Техника
мобильная версия
, Текст: Владимир Бахур
Неоднократные взрывы смартфонов во время авиарейсов вынудили ИКАО обратиться с рекомендациями к государствам и отраслевым организациям

Дело о взрывающихся смартфонах: беспокойство дошло до ИКАО

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выпустила электронный бюллетень № ЕВ 2016/57 AN 11/2.1 «Опасные грузы, перевозимые пассажирами и экипажами. Портативные электронные устройства». Рекомендации ИКАО разместила на своем сайте «Росавиация».


Официальный сайт «Росавиации»

Документ информирует государства и отраслевые организации об обеспокоенности ИКАО, связанной с обеспечением безопасности полетов при перевозке в качестве зарегистрированного багажа портативных электронных устройств, содержащих литиевые батареи.

В официальном документе ИКАО проинформировало о дополнительных мерах, которые некоторые государства и организации принимают по вопросам безопасности полетов. В частности, ИКАО упоминает бюллетени с рекомендациями к эксплуатантам воздушных судов с дополнительными требованиями к пассажирам по перевозке «некоторых типов портативных электронных устройств» не в зарегистрированном багаже, а в пассажирском салоне воздушного судна. Такая мера принимается с учетом принятия неотложных мер в случае возникновения инцидента для устранения его последствий.


Штаб-квартира ИКАО в Монреале, Канада

Дополнительно в документе ИКАО присутствуют рекомендации не пользоваться такими устройствами и не заряжать их в салоне воздушного судна.

В своем циркуляре ИКАО предлагает государствам рекомендовать своим эксплуатантам предпринимать подобные меры в отношении всех портативных электронных устройств, которые могут представлять собой угрозу безопасности полетов, и подчеркивает необходимость следить за тем, чтобы все пассажиры были осведомлены о применяемых к перевозке опасных грузов ограничениях.

Взрывы смартфонов: дело не только в Samsung

В начале сентября 2016 г. Samsung официально объявила на своем сайте о приостановке продаж и отзыве проданных смартфонов Samsung Galaxy Note 7 из-за проблем с установленными в них аккумуляторными батареями. По состоянию на начало месяца в мире было зарегистрировано несколько десятков случаев возгорания и взрывов батарей Galaxy Note 7. Список инцидентов с Samsung Galaxy Note 7 также включает взрыв смартфона в руках шестилетнего малыша.

По данным Reuters, решение приостановить продажи Note 7 обошлось Samsung в $7 млрд ее рыночной капитализации из-за падения акций. По оценке Парка Юн Хуна (Park Jung-Hoon), менеджера консалтинговой компании HDC Asset Management, прибыль Samsung за июль-сентябрь 2016 г. упадет как минимум на $180 млн по этой причине.

В конце сентября пассажирский самолет американской авиакомпании Delta Air Lines, следовавший из Детройта в Амстердам, был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Манчестера в Великобритании из-за возгорания внутреннего наполнения пассажирского кресла, поджог которого произошел из-за механического повреждения планшета производства Samsung Electronics.

Ранее в феврале 2016 г. ИКАО опубликовала рекомендации о запрете на перевозку коммерческих партий аккумуляторов, который начал действовать с 1 апреля 2016 г. Ограничения, введенные в обязательном порядке для всех стран-участниц ICAO, включая Россию, были приняты по причине слишком высокого риска самопроизвольного возгорания таких батарей. Запрет на перевозку установлен до окончания разработки новых стандартов огнестойкой упаковки для транспортировки коммерческих партий аккумуляторов. Появление новых стандартов ожидается к 2018 г.

Ранее перевозка литий-ионных аккумуляторов в частном порядке, в том числе, в составе сотовых телефонов, ноутбуков и другой портативной техники, до сих пор международными нормативами не ограничивалась. После многократных инцидентов со взрывающимися смартфонами Samsung Galaxy Note 7, ряд стран принял запрет к провозу этих смартфонов в багаже, а также запрет на включение и зарядку таких устройств на борту самолета.

В настоящее время в российских аэропортах такой запрет касается бортов под юрисдикцией федерального управления гражданской авиации США (FAA), министерства государственных земель, транспорта и туризма Японии, рейсов AirFrance, Singapore Airlines и других авиакомпаний.

Российские и международные нормативы

В России действует ряд нормативов на перевозку опасных грузов, согласованных с международными правилами. Нынешняя редакция «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284) разрешает пассажирам и членам экипажа перевозить портативные электронные устройства, содержащие литиевые батареи, в зарегистрированном багаже, ручной клади или при себе при условии соблюдения всех применимых критериев, указанных в части 8 документа Doc 9284.

Информация от ИКАО носит рекомендательный характер и не требует от государств, ведомств и авиакомпаний немедленного введения новых правил перевозки. Авиакомпании могу самостоятельно определяться в ограничениями по перевозке всех типов электронных устройств с литиевыми батареями в багаже или вводить запрет только на перевозку наиболее опасных моделей.