Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Павел Перов, «Корус Консалтинг»: Платформы для управления информацией эволюционируют в системы знаний

Платформы для управления корпоративной информацией — один из ключевых инструментов крупного бизнеса. В условиях современного рынка — продолжающегося процесса импортозамещения, возрастает необходимость ускорения и масштабирования процессов и поддержки высокого уровня информационной безопасности — требования к системам этого класса растут. Чего сегодня крупный бизнес ожидает от платформ по управлению корпоративным контентом и как они будут развиваться, рассказывает Павел Перов, директор по продукту «Авандок» группы «Корус Консалтинг».

Павел Перов«Корус Консалтинг»

CNews: Вы разрабатывали платформу «Авандок», ориентируясь на ключевые потребности крупного бизнеса. Расскажите об истории создания платформы.

Павел Перов: Подразделение по автоматизации документооборота появилось в «Корус Консалтинг» еще в 2004 году. До 2017 года основным направлением его работы были проекты по внедрению СЭД на базе иностранных платформ по управлению корпоративным контентом: IBM FileNet, Alfresco, OpenText. Отдельно отмечу Documentum: на базе этой платформы мы разработали собственную надстройку, с которой выполнили около 80 проектов для компаний разного масштаба из разных секторов экономики. В процессе мы замещали своей разработкой те или иные модули Documentum и постепенно эволюционным путем пришли к созданию собственного продукта — СЭД «Спутник» (первоначальное название платформы «Авандок» до ребрендинга в 2022 году). На тот момент это было монолитное решение, предназначенное для автоматизации организационно-распределительного и договорного документооборота. Оно учитывало весь наш опыт внедрения СЭД в крупных компаниях и поддерживало работу десятков тысяч пользователей с миллионами документов.

В том же году мы внедрили «Спутник» в нескольких государственных и коммерческих структурах. Самый крупный на тот момент проект был рассчитан на 25 тысяч пользователей. Второй проект был рассчитан на меньшее количество пользователей, но обеспечивал работу 600 юридических лиц.

Павел Перов, «Корус Консалтинг»: Многие компании сейчас ищут пути наиболее эффективного использования ИИ в системах управления электронными документами и в смежных областях

К концу 2010-х годов на рынке сформировался запрос на СЭД, которые снижали бы зависимость заказчика от вендора в части настроек и создания новых процессов. Каждая третья демонстрация «Спутника» сопровождалась вопросом: «А можно ли адаптировать вашу систему под наши задачи не прибегая к услугам заказной разработки?»

В 2020 году из-за пандемии рынок замер. Мы использовали освободившееся время, чтобы создать новый инструмент — «конструктор», который позволяет настраивать бизнес-процессы своими силами, без привлечения разработчиков. С тех пор мы постоянно развиваем его. На сегодняшний день наша платформа включает 37 инструментов и 400 различных компонентов, которые дают возможность создавать различные бизнес-решения, в том числе выходящие за рамки электронного документооборота. Более 1000 настроек позволяют адаптировать платформу под задачи заказчиков.

Наша платформа соответсвует трем ключевым требованиям крупного бизнеса к СЭД. Первое — это надежность и способность легко справляться с большими нагрузками. Нагрузочные тестирования проведенные с нашими заказчиками подтвердили, что «Авандок» поддерживает одновременную работу 70 тысяч пользователей, позволяет выполнять миллион операций в час и создавать около двухсот документов в секунду. И это не предельные возможности, а результаты испытаний на соответствие потребностям заказчиков. Платформа «Авандок» отказоустойчива: например, у одного из наших клиентов наработка на отказ составила 2,5 года (со дня запуска и на сегодгняшний день) — все это время система стабильно работала без вмешательства обслуживающего персонала.

Второе — масштабируемость. При увеличении нагрузок (количества пользователей, объема документов) платформа сохраняет высокую производительность и быстродействие пользовательского интерфейса.

И третье — возможность без участия разработчика изменять преднастроенные в системе бизнес-процессы и создавать новые. Именно для этого мы и разработали «конструктор».

На сегодняшний день на базе платформы «Авандок» реализовано несколько продуктов для управления корпоративной информацией. Среди них «Авандок.Репозиторий» для хранения контента, «Авандок.Документы» для цифровизации документооборота, «Авандок.Диск» — внутреннее облако для хранения файлов. Также можно отметить «Авандок.Трекер» для управления задачами и проектами, ServiceDesk для оказания технической поддержки, модуль CRM для управления взаимодействиями с клиентами. Это целая экосистема продуктов, которые работают в связке и решают широкий спектр задач.

CNews: Изменились ли (и если да, то как) с момента выхода платформы ключевые потребности крупного бизнеса? Как «Авандок» их закрывает сейчас?

Павел Перов: Базовые требования крупного бизнеса к продуктам по управлению корпоративной информацией неизменны: это надежность, производительность и способность решать поставленные задачи. Эти требования всегда актуальны. В последние годы к ним добавились новые: возможность быстро вносить в платформу изменения, желательно без дополнительной разработки; ускорение рабочих процессов и минимизация трудозатрат, связанных с рутинными операциями, а также высокий уровень защиты информации.

Первую задачу решает наш «конструктор», о нем мы уже говорили. Вторая задача закрывается за счет высокой производительности ИИ-инструментов, которые автоматизируют ряд рабочих процессов, высвобождая время сотрудников. Что касается обеспечения высокого уровня безопасности, то безусловно, это входит в список наших приоритетов. Так, в феврале 2025 года мы успешно завершили сертификационные испытания ФСТЭК по четвертому уровню доверия.

CNews: «Авандок» — это low-code- и no-code-платформа. В чем преимущества этих технологий для бизнеса?

Павел Перов: «Авандок» на 90% no-code и на 10% low-code, поэтому имеет смысл говорить о ней как о no-code-платформе. Low-code все же предусматривает программирование, пусть и на уровне, понятном не только разработчикам. No-code же не подразумевает программирования вообще.

Преимущества no-code можно разделить на те, что заказчик получает во время внедрения, и те, что после. В первом случае no-code дает нам возможность быстро получить прототип будущего рабочего процесса. Это позволяет проводить итерации с участием пользователей, получать обратную связь и очень быстро, в течение нескольких часов или дней, вносить правки. Фактически благодаря no-code мы можем совместно с заказчиками дорабатывать будущее решение прямо в процессе внедрения.

После запуска в эксплуатацию начинается процесс сопровождения и развития системы, и здесь ярче всего проявляются преимущества no-code. В первую очередь это независимость от вендора или интегратора в части изменения и настройки бизнес-процессов. Это особенно важно, когда нужно быстро отреагировать, скажем, на изменения в законодательстве или работе компании. Не обращаясь к интегратору, заказчик может сам создать центр компетенций, в котором специалисты будут собирать требования бизнеса и преобразовывать их в технические решения.

No-code-платформа позволяет выполнять различные неспецифические для этого класса систем задачи. На базе СЭД можно настроить процессы, напрямую с документами не связанные. Например, организацию системы выдачи пропусков, управление услугами или проектами.

CNews: А какие минусы у no-code?

Павел Перов: Основной недостаток — это ограничения. Каким бы развитым ни был no-code-продукт, сколько бы компонентов и настроек ни включал, возможности для его развития конечны. В какой-то момент можно прийти к ситуации, когда задачу нельзя решить, не прибегая к помощи разработчиков. В этом случае подключаемся мы как вендор и добавляем нужную функциональность в конструктор, которую затем включаем в состав следующего релиза, чтобы задачи подобного рода заказчики могли решать уже без нашей помощи.

Второй недостаток: no-code не спасет от неграмотных действий пользователей. Необходимо разбираться в том, насколько правильно реализуется та или иная функция или решение, чтобы избежать ошибок при проектировании рабочих процессов и проблем с производительностью. Эта проблема решается за счет обучения персонала.

CNews: У вас два крупнейших по количеству пользователей проекта в России в вашем сегменте: на 150 и на 120 тысяч пользователей. Расскажите об особенностях этих проектов. В чем заключаются главные сложности и как вы с ними справляетесь?

Павел Перов: Проекты похожи. В обоих случаях нам нужно было заместить существующие системы электронного документооборота в части организационно-распорядительных и договорных документов.

Перед нами стояло три главных задачи: сохранить всю существующую функциональность, выполнить миграцию данных и обеспечить производительность как минимум такую же, а, в идеале, выше, чем в замещаемых версиях.

В производительности платформы мы не сомневались. Она успешно проходила нагрузочные тестирования, в том числе в рамках этих проектов, и мы знали, что «Авандок» справится с нагрузкой даже при таком большом количестве пользователей.

Мы также были уверены в возможности миграции данных. Этот процесс включают в себя больше половины наших проектов, мы выполняли подобную работу много раз, и здесь с данной задачей полностью справились.

Основная сложность заключалась в выявлении всех функциональных особенностей решений, которые внедрялись и работали в течение многих лет. Когда система эксплуатируется долго, накапливается множество функций, которые известны не всем. И часто они ускользают от проектной команды даже со стороны заказчика.

Например, могут быть функции, реализованные под требования определенного отдела или даже одного сотрудника, но эти отделы или этот сотрудник в процесс замещения системы не включены. Какие-то функции плохо задокументированы или не задокументированы вовсе. В каких-то рабочих процессах со временем произошли изменения. И так далее.

Нам нужно было выявить функциональность в полном объеме и воспроизвести ее в рамках новой системы. Мы с этой задачей справились, оба проекта были успешно запущены в промышленную эксплуатацию. В течение первого квартала с момента запуска мы продолжали активно поддерживать заказчиков, и здесь no-code очень помогал, поскольку в случае выявления забытых или потерянных функций мы могли быстро устранить недостатки.

CNews: Как именно вы выявляли потерянные функции?

Павел Перов: Чаще всего подобная функциональность выявляется уже в процессе эксплуатации, когда миграция данных выполнена и система запущена. Первая неделя, пока пользователи привыкают к системе, проходит более-менее спокойно. Обращения начинают поступать со второй. Мы организовали службу поддержки, которая принимала сообщения о том, что нужная функциональность не реализована, забыта или реализована не так, как ожидалось. Обращения оперативно обрабатывали и передавали рабочим командам для устранения недостатков. No-code позволяет быстро внести изменения в тестовой среде и продемонстрировать заказчику, а в некоторых случаях — с приглашением пользователей, от которых исходило обращение. После подтверждения корректности исполнения в течение одного рабочего дня мы вносили изменения уже в промышленный экземпляр системы.

CNews: Расскажите о развитии «Авандок» в контексте актуальных трендов. Какие новые функции, возможности, инструменты вы добавляете и в каком направлении собираетесь развивать платформу?

Павел Перов: Самый актуальный тренд — это, конечно, применение искусственного интеллекта. Многие компании сейчас ищут пути наиболее эффективного использования ИИ в системах управления электронными документами и в смежных областях. Мы тоже работаем над реализацией этих возможностей. В платформе есть интеллектуальный помощник, который на естественном языке выдает пользователю нужную информацию, помогает работать с системой, отвечает на вопросы о ее функциональности. В ближайшее время появится функция нормконтроля, когда документ перед отправкой на согласование или во внешние организации вместо человека будет проверять ИИ-ассистент и выделять моменты, которые нужно исправить. В следующем году мы добавим аннотирование и классификацию на базе ИИ, создание поручений на основе содержания документов, подготовку ответов, автоматизацию создания служебных записок.

Также наша команда будет развивать направление no-code. Сейчас все меняется очень быстро, поэтому возможность сразу перестроить систему под новые условия и обстоятельства очень востребована. Сценарии, когда на внесение изменений в платформу уходил год, больше не актуальны. No-code позволяет создавать решения и автоматизировать новые рабочие процессы за считаные дни, максимум недели.

Меняется и сам подход к использованию платформ для управления корпоративной информацией. Они эволюционируют в интеллектуальные системы управления знанием, где ИИ помогает извлекать ключевую информацию, правильная архитектура обеспечивает гибкость и масштабируемость, а no-code обеспечивает контроль над всеми процессами. В этом направлении мы и развиваем нашу платформу.

Краткая биография

Павел Перов

  • Работает в группе компаний «Корус Консалтинг» с 2007 г.
  • Прошел путь от младшего консультанта до руководителя направления.
  • Начав с сопровождения систем на базе EMC Documentum, он с 2012 г. руководил проектами их внедрения.
  • С 2019 г. возглавил развитие собственного продукта компании — «Авандок».
  • Принял участие во всех значимых проектах группы компаний «Корус Консалтинг» в области документооборота, что позволило накопить уникальный опыт для создания собственных решений.
Рекламаerid:2W5zFJD35DAРекламодатель: ООО «КОРУС Консалтинг ДМ»ИНН/ОГРН: 7801489026/1097847028432Сайт: www.korusconsulting.ru

Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу

erid: 2W5zFH93NQ8

Рекламодатель: Акционерное общество «Производственная фирма "СКБ Контур"

ИНН/ОГРН: 6663003127/1026605606620