Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка участников рейтинга CNewsMobile 2019 увеличилась более чем на 50%

По итогам 2019 г. участники рейтинга крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госструктур заработали на 52% больше, чем годом ранее. Порог входа в рейтинг увеличился в 2 раза. Тройка лидеров прошлогоднего рейтинга осталась неизменной. Локдаун начала года может стать стимулом для дальнейшего роста рынка мобильной разработки.

Основные показатели

В 2019 г. суммарная выручка участников рейтинга CNewsMobile составила ₽8,98 млрд. Это почти на 52% больше, чем годом ранее (₽5,92 млрд). В последний раз такой высокий показатель роста выручки был в 2016 г. Он в целом согласуется с оценками российского рынка мобильной разработки, данными аналитиками App Annie, — они говорят о 40% росте, правда здесь речь идет о пользовательском сегменте. Порог входа в рейтинг увеличился в 2 раза и составил ₽106 млн.

Динамика выручки участников рейтинга CNewsMobile


Источник: CNews Analytics, 2020

Тройка лидеров прошлогоднего рейтинга осталась неизменной. На первом месте Redmadrobot с выручкой ₽981 млн. На втором e-Legion & Globus с показателем почти ₽651 млн. Обе компании специализируются на разработке мобильных приложений для крупного бизнеса и госструктур. «Мы видим тренд на увеличение доли заказов от государства, государственных компаний и крупных клиентов — промышленности и др.», — говорит Дмитрий Панкрушев, директор по работе с корпоративными клиентами Redmadrobot.

На третьем — Agima (₽519 млн), ориентирующаяся на клиентов из розничной и электронной торговли. «Для офлайн-ритейла отличным входом на мобильный рынок стали программы лояльности. Сейчас для них открываются возможности создания полноценного e-commerce продукта с готовой платформой и лояльной аудиторией. Уже сейчас такие программы у «Пятерочки» и «Перекрестка» насчитывают миллионы пользователей по всей стране», — комментирует Иван Михеев, заместитель технического директора Agima.

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2019

№ 2019 № 2018 Название компании Город (расположение центрального офиса) Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Доля выручки от разработки мобильных приложений в общем обороте, 2019 г., % Рост выручки 2019/2018 г., %
1 1 Redmadrobot Москва 981 583 743 820 80 32,0
2 2 Объединение e-Legion & Globus Москва 650 786 477 398 88 36,3
3 3 Agima Москва 518 764 435 959 100 19,0
4 6 Kode Калининград 481 200 200 600 100 139,9
5 15 Ланит Москва 443 694 145 603 н/д 204,7

На четвертое место с шестого переместилась калининградская компания Kode (₽481 млн). На пятой позиции «Ланит» (₽444 млн), занимавший в прошлом году 15 место. Один из самых интересных проектов компании в 2019 г. — создание по заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) мобильного приложения «Помощник ОСАГО» — первого российского сервиса для оформления Европротокола онлайн.

Распределение выручки участников рейтинга CNewsMobile 2019 по регионам

diagramma20713.png

Источник: CNews Analytics, 2020

Как и в прошлом году, большинство участников рейтинга базируются в Москве. Второй по величине кластер мобильной разработки образовался в Санкт-Петербурге.

Мобильная разработка и коронавирус

Начало 2020 г. принесло с собой серьезные испытания для компаний, работающих на рынке мобильной разработки, как и для всех игроков мирового и российского ИТ-рынка. По данным App Annie, самоизоляция и переход на удаленную работу привели к росту числа скачиваний приложений для бизнеса — в первую неделю апреля 2020 г. пользователи загружали их на 80% больше, чем в январе. На втором месте по росту числа скачиваний приложения в сфере образования — их стали загружать на 65% чаще, нежели в начале года. В особенности приложения с образовательными материалами, а также платформы для проведения уроков.

Повысился спрос на приложения для фитнеса и доставки еды — их стали скачивать на 45% больше. Число загрузок приложений социальных медиа и развлекательных сервисов выросло на 20%. Среди социальных сетей на первое место впервые вышла Tiktok, обогнав лидировавший в 2019 г. Whatsapp. Меньше всего изменилась ситуация у мобильных игр, их стали скачивать всего на 7% больше, однако общее число скачиваний в категории остается недостижимым — всего игры в апреле загрузили более 55 млн раз. Хуже всего дела обстоят у шопинг-приложений, которые потеряли пользователей, — во время карантина количество загрузок сократилось на 15%.

«В условиях самоизоляции изменилась модель потребительского поведения: те клиенты, которые раньше предпочитали офлайн-формат, вынуждены переходить в онлайн, — комментирует Павел Короткий, генеральный директор Globus. — Тут мы вспоминаем о late majority («позднее большинство», согласно классификации Adopter categories), доля которых на рынке по разным оценкам составляет от 25 до 35%. Такой потребительский опыт в онлайн-среде станет новой реальностью, которую рынок не сможет игнорировать».

Что касается корпоративного сегмента, то приостановили развитие ИТ-продуктов самые пострадавшие отрасли: авиация, туризм и т.д. Остальные же занялись созданием или развитием существующих цифровых каналов взаимодействия с клиентами и партнерами. «Привычные сценарии потребления услуг мгновенно поменялись, появились ограничения. Многие наши клиенты быстро сориентировались и подстроились под новые реалии и паттерны потребления услуг, опять же через цифровые каналы», — рассказывает Дмитрий Панкрушев, директор по работе с корпоративными клиентами Redmadrobot. По его словам перемены заставили компании задуматься о пересмотре существующих офлайновых бизнес-процессов и поиске решений для быстрого перевода их в цифру, а также доработке внутренних процедур для предоставления качественных услуг.

«Заказчики делятся на две категории: тех, для кого мобильное приложение — это часть core business, и тех, для кого это модная игрушка. И сейчас еще появляется третья категория, которая спешно ищет возможности диверсификации каналов выхода на клиентов, — продолжает Артем Михайлов, генеральный и технический директор e-Legion. — Первые продолжают работать, может быть, в чуть более консервативном режиме. У них тоже есть поставщики, и им тоже надо платить зарплаты. Вторые на фоне коронавируса режут непрофильные косты. Надо смотреть на третьих и предлагать им консалтинг по организации новых каналов продаж, учитывая ситуацию с пандемией».

Алексей Козак, генеральный директор Kode, уверен, что сейчас мы столкнулись с очередным экономическим кризисом, а не ИТ-кризисом (как «пузырь доткомов»). И такие кризисы ИТ-компании проходят лучше, чем другие. «На Kode кризис не отразился, мы продолжаем набирать людей, новые заказчики обращаются и договора подписываются», — говорит он.

Наталья Рудычева