Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг 2014

Мобильные приложения превращаются в категорию must have

Мобильные приложения превращаются в категорию must have

Рынок мобильных бизнес-приложений продолжает динамично развиваться. Несмотря на повышенный спрос, во многих компаниях до сих пор не осознают, что инвестиции в мобильные приложения не ограничиваются стоимостью их разработки. По мнению игроков рынка, затраты на поддержку приложений сложно ограничить и зачастую они достигают 30–35% от первоначального бюджета.

По данным компании Strategy Analytics, выручка на мировом рынке мобильных приложений по итогам 2014 г. составит $33,7 млрд, что на $12,3 млрд превысит показатели прошлого года. При этом в 2018 г. объем рынка в денежном выражении преодолеет отметку в $60 млрд. Как отмечают аналитики, доля бизнес-приложений постоянно увеличивается и этот сегмент уже не первый год остается наиболее привлекательным для инвесторов. По оценкам некоторых экспертов, количество пользователей мобильных гаджетов в 2017 г. достигнет показателя в 5 млрд.

Однако, несмотря на рост мобильного трафика, только 28% компаний имеют собственное мобильное приложение. По мнению игроков рынка, эти цифры объясняются не низким спросом, а скоростью проникновения интернета. «Наш рынок отстает от зарубежного не по причине отсутствия спроса и потребностей, – говорит Михаил Свирин, директор департамента систем электронного документооборота «Витте Консалтинг». – Это связано с низкой производительностью интернета, отсутствием квалифицированных кадров, проблемами безопасности мобильных приложений как в части соответствия стандартам по передаче информации, так и в части согласования использования мобильных устройств».

Впрочем, несмотря на сдерживающие факторы, Gartner прогнозирует, что к 2017 г. четверть компаний будет иметь собственные корпоративные магазины мобильных приложений. По мнению аналитиков агентства, такие порталы предложат сотрудникам одобренные компанией приложения для мобильных устройств и компьютеров и позволят контролировать, какие приложения используют работники.

Портрет потребителя

Большинство руководителей компаний и финансовых организаций не сомневается, что мобильные технологии – это немалые преимущества для бизнеса. По данным J'son & Partners Consulting, к 2016 г. рынок мобильных приложений в России достигнет $1,3 млрд. Среднегодовой темп роста рынка в течение следующих четырех лет достигнет 110%. По сравнению с топ-10 стран с самым большим объемом рынка (оценка рынков проведена аналитиками Distimo не раскрывается)

Страна Динамика, %
1 Южная Корея 759
2 Китай 280
3 Япония 245
4 Россия 125
5 Германия 90
6 Франция 89
7 США 81
8 Канада 77
9 Австралия 69
10 Великобритания 64

Источник: Distimo, 2013

Во-первых, мобильные приложения позволяют оптимизировать внутренние бизнес-процессы, во-вторых, облегчают доступ покупателей к товарам и услугам. И хотя бизнес-приложения востребованы практически во всех отраслях, наиболее перспективными кандидатами на внедрение остаются те компании, которые связаны с массовым обслуживанием клиентов или большое число сотрудников которых работают вне офиса (страховые компании, дистрибьюторы и пр.). «Мобильные приложения востребованы в первую очередь в финансовом секторе, в крупнейших банках, входящих в топ-10, в нефтегазовой отрасли, в государственных структурах, госкорпорациях, – делится мнением Сергей Орлик, генеральный директор компании «МобилитиЛаб». – Крупные организации как коммерческого, так и государственного сектора, осознали и приняли факт того, что мобильность вне зависимости от разрешений, запретов, степени внимания так или иначе проникает через сотрудников в их корпоративный ландшафт. Те вопросы, что для них являются приоритетными, заключаются в превращении этого процесса из неуправляемого, теневого в процесс управляемый, контролируемый».

Заказчик Приложение Разработчик
МВД России Приложение МВД России для устройств на платформах Android и iOS Сайтсофт
Северсталь Мобильная система заявок и заказа продукции Крок
Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге Мобильный календарь, позволяющий получать новости музея и художественных галерей, а также подробную информацию обо всех событиях, происходящих на территории музея i-Free
Волго-Вятский банк Сбербанка Сбербанк Бизнес Онлайн Собственными силами
Ингосстрах Приложение «Ингосстрах» для планшетов с операционной системой iOS и Android Собственными силами
Ханты-Мансийский банк Мобильный банкинг для Android-устройств Собственными силами
Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) Бизнес365 БК Софт
Сеть супермаркетов «Зеленый Перекресток» Мобильное приложение на платформе Windows Phone, в котором объединены виртуальная бонусная карта, считыватели торговых кодов i-Free

Источник: CNews Analytics, 2014

Повышенным спросом пользуются мобильные приложения в банках и других финансовых организациях. «Мобильные приложения, напрямую взаимодействующие с корпоративными приложениями и сервисами, должны быть полноправными участниками жизненного цикла, – комментирует Юрий Соловкин, начальник управления организации проектов банка «Интеркоммерц». – Для клиентов мы готовим мобильное решение нашего ДБО «е-банк», сейчас данное решение проходит опытную эксплуатацию. Нам очень хотелось бы представить не просто усеченную версию ДБО для физических лиц, а полнофункциональный мобильный офис, чтобы клиент не чувствовал дискомфорта, отрываясь от интернет-версии продукта». Следует отметить, что во внедрении мобильных технологий заинтересованы не только крупные холдинги, но и предприятия среднего и малого бизнеса.

Трудности выбора

На российском рынке представлены как стандартные (платные и бесплатные) приложения, так и разработанные под конкретную задачу и компанию. «Спрос, безусловно, есть, но он не так велик по причине того, что бизнес-приложения данного вида не позволяют решать задачи в рамках общекорпоративных процессов, а лишь закрывают потребности для так называемого личного пользования, – комментирует Михаил Свирин. – Что касается корпоративных мобильных приложений, то спрос велик, так как это становится не просто модно, а рождает некий тренд. Нечто схожее с must have by default, причем каждый хочет еще и подчеркнуть свою уникальность».

Правда, комплексные многофункциональные приложения, разработанные под конкретную компанию, стоят недешево. «Именно поэтому компания должна четко понимать цель создания мобильного приложения, точно знать, кто будет им пользоваться, – комментирует Владислав Миронов, ИТ-специалист компании «Энерджи Логистика». – От технического задания зависит итоговая стоимость. Разброс цен может быть от i50 тыс. до нескольких миллионов».

Вопрос цены

Как правило, при разработке корпоративных мобильных приложений возникает еще ряд сложностей, к которым компании зачастую не готовы. В первую очередь это необходимость разработки нескольких версий приложений для разных мобильных устройств. «Мобильные приложения не имеют единой целевой среды, большинство из них предназначено для нескольких устройств, что означает работу с различными техническими спецификациями, версиями операционных систем и формфакторами устройств, – делится мнением Юрий Соловкин. – По мере добавления новых функций в корпоративные приложения и сервисы их нужно плавно интегрировать в мобильные приложения. Если жалобы на проблемы с web-сайтом направляются службе технической поддержки, то жалобы на мобильные приложения выкладываются в магазине приложений – их видят все. Чтобы гарантировать качество, необходимо выполнить всестороннее тестирование функциональности, удобства использования и производительности, только после этого отдавать в эксплуатацию».

Кроме того, компании зачастую не готовы к тому, что затраты на мобильное приложение не ограничиваются только суммой, оплаченной за его разработку. По мнению экспертов, расходы на поддержку приложения могут составлять до 30–35% от утвержденного бюджета. «Осознают ли компании-заказчики, что недостаточно разработать мобильное приложение, что его нужно внедрить и поддерживать? К сожалению, не всегда, – уверен Сергей Орлик. – Точно так же, как скрытая стоимость такой оптимизации ими изначально не рассматривается именно в силу привычек видеть приложения, ориентированные на конечного пользователя, в определенной ценовой категории, с той же частотой автоматического обновления из AppStore».

При этом затраты на поддержку сложно ограничить, в какой-то степени они бесконечны. «Понимание того, что обновления и поддержка необходимы, приходит с каждым обновлением от Apple, инновацией от Google или Samsung. Они заставляют заказчиков «подтянуть» работающие приложения на очередной уровень, – рассуждает Игорь Есипович. – Поясню: мобильное приложение помимо изменений, порождаемых изменениями платформы, должно отслеживать еще и интересы пользователей. Для этого используется целый ряд аналитических инструментов, выявляющих предпочтения, а также отзывы самих пользователей, на основании которых приложение дорабатывается. Очень редко бывает, что приложение не требует никаких улучшений в будущем, обычно это постоянно развивающаяся система».

Одна из отличительных тенденций на рынке мобильных бизнес-приложений заключается в том, что компании охотно передают разработку на аутсорсинг. По мнению разработчиков, это вполне оправданное решение, учитывая, что цены на эту услугу постоянно сокращаются. «Растет конкуренция и профессионализм разработчиков, появляется большое количество платформ для быстрой разработки мобильных приложений. На данный момент вложения в разработку многофункционального приложения сопоставимы с финансированием разработки корпоративного сайта», – говорит Игорь Есипович.

Основными игроками на рынке остаются в основном российские компании «Если речь идет не об Open Source, а о платформенных решениях, то, конечно, это иностранные компании. Российские разработчики выполняют доработку платформы до соответствия требованиям бизнеса, распространяют лицензии и оказывают техническую поддержку», – подчеркивает Михаил Свирин.

Виктория Холина

Вернуться на главную страницу обзора