Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в здравоохранении

Какие МИС появятся в регионах

Какие МИС появятся в регионах

На основании данных о заключенных контрактах можно выяснить, какие информационные системы будут применяться для создания региональных фрагментов. 

В 42 регионах (51%) будет использоваться собственная МИС выигравшей компании, в 12 регионах (14%) – МИС стратегического партнера победителя конкурса, в 10 регионах (12%) - МИС субподрядчика, 5 регионов (6%) получат сразу несколько МИС или систему, разработанную под заказ, а данных о 14 регионах (17%) собрать не удалось.



Если рассматривать основные виды медицинских информационных систем, то становится ясно, что специализированная промышленная МИС учрежденческого уровня появится в 29 регионах (35%), специализированная промышленная МИС регионального уровня – в 20 регионах (24%), МИС от «Ростелекома» – в 12 регионах (15%), локальные разработки – в 6 регионах (7%), заказная разработка – в 1 регионе (Москва, 1%), другая промышленная информационная система, не являющаяся специализированным решением – в 1 регионе (Тюмень, 1%).



Виды МИС, внедряемых в регионах




Источник: КМИС, 2013


Очевидно, что специализированные промышленные медицинские информационные системы применяются в большинстве (59%) региональных проектов.

Системы для ЛПУ и регионов


В процессе анализа системы, ориентированные преимущественно на автоматизацию лечебно-профилактических учреждений, были сознательно отделены от региональных разработок, ориентированных преимущественно на централизованный сбор статистики и формирование региональной отчетности и аналитики, поскольку нельзя смешивать задачи автоматизации ЛПУ и задачи автоматизации органов управления здравоохранением и централизации статистической и финансовой отчетности – каждая из них должна решаться соответствующей информационной системой. Для эффективного создания регионального фрагмента необходимо применять оба вида информационных систем, каждая из которых должна выполнять свои функции, при этом обмениваясь информацией в электронном виде.



Среди учрежденческих систем в 7 регионах будет внедрен «Медиалог» ( («ПостМодернТекнолоджи»), в 4 регионах – «Инфоклиника» («Смарт Дельта Системс» или БФТ), в 4 регионах - «Пациент» («Медотрейд)», в 4 регионах - «ТрастМед» («СофтТраст»), в 3 регионах – «Карельская МИС» (К-МИС), в 3 регионах – федеральная типовая МИС («КорусКонсалтинг»), в 2 регионах - Jemys (“РусБИТех»), в 2 регионах - qMS (“СП.Арм»), в 8 регионах – другие системы («ВистаМед», «Дока+», «Витакарта», ИМЦ «Парус», «Ариадна», «Флагман-Медицина», «Квазар»).


Среди региональных систем в 12 регионах появится МИС «Ростелекома», в 8 регионах - – ИАСУ ЛПУ (КИР), в 7 регионах - РИАМС «Промед» («Сван»), в 5 регионах - решения компании «Барс Груп», и по 1 региону - РИАМС «Медведь» («Хост»), ЕМИАС (проект г. Москвы), SAP.



На начало 2012 г., по данным АРМИТ, на рынке автоматизации здравоохранения РФ присутствовало 128 разработок, относивших себя к классу медицинских информационных систем. При этом, на самом деле таковыми являются лишь 62 системы. Среди них активными участниками рынка, к которым можно отнести компании со стабильной динамикой развития и достаточным объемом реальных внедрений, являются 23 системы.

В результате реализации региональных фрагментов ЕГИСЗ лишь 16 из них смогли выдержать конкуренцию и поучаствовать в реализации хотя бы 1 проекта. Компании, сумевшие тиражировать свои решения в минимум 2 региона (или больше), составили еще более узкую группу – их количество ограничилось 12 фирмами, что составляет 19% от всех разработчиков МИС. Вероятно, дальнейшая конкуренция будет происходить между этими компаниями.

Анализ результатов конкурсов позволил выявить еще одну интересную особенность. «Ростелеком» после победу в очередном конкурсе нередко закупал необходимое ПО у своего субподрядчика («Барс Груп» или КИР).

Например, заключив 13.11.2012 государственный контракт на создание регионального фрагмента ЕГИСЗ в Костромской области на 61 млн. руб., срок выполнения которого заканчивался в конце декабря 2012 г., «Ростелеком» 20.12.2012 запрашивает предложения по выполнению работ по данному контракту за 11,5 млн. руб. (18,9% от суммы контракта). Интересны сроки – если 20 декабря «Ростелеком» только начал определять исполнителя контракта, то в среднем к 25-26 декабря он должен был завершить все работы.



Аналогичная ситуация – с Орловской областью, где «Ростелеком» подписал контракт на создание регионального сегмента на 133,8 млн. руб., а для его выполнения привлек исполнителя в лице «Барс Груп» за 18 млн. руб. (13,5% от суммы контракта). Тоже самое в Новосибирской области, где всю работу исполняет «Барс Груп» за 68 млн. руб.



Итоги базовой информатизации


Проанализировав полученные результаты, можно оценить риски успешной реализации проектов в каждом регионе, исходя из оценки опыта победителей и применяемых МИС как показателя их способности, готовности и вероятности создания успешного фрагмента ЕГИСЗ.

В результате все регионы могут быть разделены на несколько групп по степени риска.

Высокий риск
- регион доверился исполнителю, у которого вообще нет опыта и информатизации здравоохранения («Ростелеком», часть местных компаний) – 36 регионов (43%).


Средний риск
- в регионе выбран победитель, который имеет некоторое представление о работе в сфере здравоохранения и наладил партнерские отношения со специализированными компаниями, но не имеет собственного решения или недостаточно опытен (некоторые системные интеграторы, часть местных компаний), либо регион выбрал тактику, когда отдельные элементы регионального фрагмента создают отдельные компании (что может быть обозначено как дополнительный риск) – 15 регионов (18%).



Минимальный риск
- регион выбрал победителя, который специализируется в области информатизации здравоохранения, имеет необходимый опыт, готовое собственное или партнерское решение, а также ранее уже внедрял МИС (разработчики МИС, некоторые системные интеграторы, ранее уже работавшие в сфере информатизации здравоохранения) – 25 регионов (30%).



Риски успешной реализации и развития региональных фрагментов ЕГИСЗ





Источник: КМИС, 2013


Полученные результаты наглядно демонстрируют, что заметная часть регионов (43%) провела конкурсные процедуры и подошла к вопросу создания регионального сегмента таким образом, что за этот процесс отвечали компании, которые никогда не работали в области информатизации здравоохранении и de facto не являлись участниками рынка медицинских информационных систем – по крайней мере, до выделения пресловутых 30 млрд. руб. на информатизацию.

Основным представителем данной группы исполнителей является «Ростелеком», сроки выполнения контрактных обязательств у которого, как правило, минимальны и ограничены 1-2 месяцами (а в ряде случаев – считанными днями), а суммы за создание фрагментов рекордны. Внедрение МИС в ряде случаев выполнялась не собственными силами, а за счет подключения субподрядчиков в лице «Барс Груп» и «КИР». При этом сумма затрат на услуги этих компаний составляла в среднем 15% от цены контракта.


Регионы со средним риском не работают с опытными специализированными компаниями, но у них есть необходимые шансы для того, чтобы реализовать свои задумки и заставить победителей сделать свою работу качественно и эффективно.

Перспективы рынка МИС


В целом, базовая информатизация и создание региональных фрагментов ЕГИСЗ состоялись. В подавляющем большинстве регионов закуплено компьютерное оборудование, выполнен монтаж локальных вычислительных сетей, реализованы мероприятия по защите информации, выбрано и приобретено программное обеспечение и началось его внедрение. Очевидно, что созданы определенные предпосылки и информационная среда для дальнейшего развития проекта.



Вместе с этим, детальный анализ ситуации вызывает сомнения в том, что потраченные на информатизацию средства принесут адекватную пользу практическому здравоохранению.

Отсутствие у отдельных регионов или разработчиков практического опыта и внятного понимания проекта ЕГИСЗ, недостаточно конкретная Концепция создания ЕГИСЗ, периодически меняющиеся Методические рекомендации усугубили и без того непростую задачу эффективной автоматизации медицинских организаций.

К тому можно добавить и несовершенство законодательства в области госзакупок - общая неразбериха, царившая в органах управления здравоохранением в 2011г., когда формировались и утверждались региональные программы информатизации, привела к тому, что регионы по-разному и иногда не системно подошли к формированию технических заданий и конкурсных процедур.


В такой ситуации приход на рынок новых игроков, незрелость рынка МИС и его неготовность к работе в условиях выделения существенного финансирования, период застоя на рынке МИС в 2008-2010 гг., привели к резкому, неуправляемому обострению конкурентной борьбы, которая нередко велась на административном уровне, а не на уровне конкуренции программных продуктов, их разработчиков и исполнителей.


Для рынка МИС прошедшие 2 года, вероятнее всего, отольются заметным расслоением среди разработчиков. Те компании, которым удалось закрепиться путем участия в региональных конкурсах, получили необходимую финансовую подпитку и широкие возможности для развития своих продуктов. Другие, не сумевшие принять участие в реализации программ информатизации, попали в зону высокого риска, поскольку новых массовых закупок МИС в ближайшие 2-3 года вряд ли стоит ожидать.


При этом в зоне наибольшего риска находятся локальные разработчики, которые создавали решения преимущественно для собственного региона. Вероятнее всего в ближайшее время мы будем наблюдать дальнейшую консолидацию рынка МИС, сокращение его участников и обострение конкуренции.


Александр Гусев

Вернуться на главную страницу обзора