Каждый регион по-разному подходил к формированию технических заданий и выбору тактики конкурсных процедур. Общее ТЗ на выбор исполнителя, который далее сам выбирал МИС было сформулировано в 35 регионах (42%), общее ТЗ на выбор и внедрение готовой МИС – в 16 регионах (20%), общее ТЗ на развитие уже существующего проекта – в 15 регионах (18%), отдельные ТЗ на отдельные компоненты – в 7 регионах (8%), отдельные ТЗ на отдельные медицинские организации (МО) – в 4 регионах (5%).
Источник: КМИС, 2013
Несмотря на то, что
в целом задача состояла в создании единого регионального фрагмента ЕГИСЗ,
практика «дробления» конкурсной процедуры на отдельные аукционы или конкурсы,
вплоть до каждой организации или приложения регионального фрагмента, была не
единична. В этих случаях регионы объявляли целую серию конкурсов и даже котировок по отдельным учреждениям,
причем нередко по одному и тому же предмету. Предсказать, что в итоге должно
было быть сделано и проконтролировать реализацию всего регионального проекта в
таком подходе очень непросто.
Безусловно, такой сложный проект, как создание регионального фрагмента,
можно и нужно выполнять частями, по этапам – но только при условии, что сам он
создается системно и на базе единой выверенной программы действий.
Чувашия и Приморье
Например, в
Чувашии, где везде практически был один и тот же предмет – «Внедрение
подсистемы ведения электронной медицинской карты Республиканской медицинской
информационной системы Чувашской Республики, соответствующей аукцион объявлялся
для каждой организации в отдельности. Выиграла все эти конкурсы местная
компания «Алькона», которая везде же была и единственным участником.
Похожая тактика
выявлена в Приморском крае: открытый
аукцион «Выполнение работ по созданию,
внедрению и интеграции автоматизированной системы в медицинские учреждения
Приморского края в рамках реализации программы модернизации здравоохранения
Приморского края на 2012 год» с начальной ценой 13 469 218 руб. 22 ноября
2012 г. в этом аукционе с откровенным демпингом победил индивидуальный
предприниматель Бондаренко Андрей Анатольевич с предложением 696 175,26 руб. На
следующий день - еще один аукцион «Выполнение работ по созданию, внедрению и
интеграции автоматизированной системы в медицинские учреждения Приморского края
в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края на
2012». Начальная цена - 30 498 481 руб., победил он же, вновь с
существенным падением стоимости до 2 592 370,77 руб.
По результатам этих
аукционов подписано множество отдельных контрактов, некоторые их них – спустя
месяц или даже еще позднее, чем дата определения победителя. Сроки выполнения работ – в большинстве – либо
март, либо июнь 2013 г. Контракты подписаны на отдельные ЛПУ региона.
Далее
в течение конца 2012 года постепенно объявлялось очень много отдельных
аукционов на отдельные ЛПУ, по сути – практически те же самые. И если
изначально на первых демпинговых аукционах победил один участник, то затем – по
мере реализации конкурсной процедуры, отдельные лоты выиграли не только
изначально боровшийся до последнего ИП Бондаренко, а совершенно разные
участники: «Ростелеком», «Ланит Дальний Восток», «Бюротика».
Курган и Курск
Аналогичная
ситуация в Курганской области, где объявленные отдельные аукционы и котировки
выиграли разные участники. Основной аукцион на разработку и внедрение региональной
информационно-аналитической системы с начальной суммой 24.8 млн. выиграла
компания «БФТ-Проект» с ценой контракта 7,4 млн. руб. После этого стали
проводиться дополнительные процедуры, которые в отдельных случаях выиграл «Ростелеком»
в других – компания «Медотрейд». Причем в некоторых
процедурах эти участники прямо конкурировали между собой, но выиграл тот, кто
дал меньшее ценовое предложение, чаще всего – почти символическое.
Любопытно,
что в автоматизации учреждений практически все победители в подписанных
контрактах оказывают одну и ту же услугу по внедрению и развитию программного
комплекса «Информационная система «Медицинская информационная система» (ИС
«МИС»)». Т.е. совершенно разные компании, по сути, внедряют и развивают одну и
ту же систему, просто каждый – в своем наборе ЛПУ.
Таким
образом, отдельные элементы регионального фрагмента Курганской области создают
разные исполнители, которые, по крайней мере официально, не связаны друг с
другом. В качестве МИС для ЛПУ внедряют «Инфоклинику», «Пациент», решение
Ростелекома, а в отдельных ситуациях – систему компании КИР. В качестве системы
эдектронного документооборота используют «Дело». Кадровый учет и ведение
паспортов ЛПУ за 13 млн. внедряет
«Ростелеком».
Аналогичная ситуация в Курской области. Паспорта МО и регистр медтехники – создает Индивидуальный предприниматель Потапов Александр Сергеевич за 2.3 млн. руб. Учет кадров внедряет «Ростелеком» за 13, 1 млн. руб. В основном конкурсе на создание первой очереди регионального фрагмента с начальной ценой 40.7 млн. в борьбе с «Медотрейд» за 12 млн. руб. победила компания ПМТ (Медиалог).
Мурманск и Мордовия
Еще один похожий
пример можно наблюдать в Мурманской области: там аукцион на автоматизацию ЛПУ
г. Мурманска был объявлен администрацией города как развитие внедрения МИС
«Ариадна». Кроме этого, отдельные
процедуры проводились и на развитие других решений, например, на внедрение
«СамсонВиста».
Параллельно с этим автоматизация
ЛПУ также выполнялась в ряде случаев по отдельным аукционам, но уже областным
управлением государственного заказа, которые в итоге тоже выиграли разные
поставщики («Ариадна», «Медиалог», «СамсонВиста»). При этом – вместе с
автоматизацией отдельных ЛПУ, был объявлен и общий конкурс на 33 млн. руб., в
котором за реализацию регионального фрагмента боролись компании «ПМТ»
(Медиалог) и «Решение» (Ариадна). В этой борьбе победила компания «ПМТ».
Центральный архив
медицинских изображений в Мурманской области создает компания «Нордмедсервис». Инсталляцию
и расширение внедрения лабораторной информационной системы в одном из ЛПУ осуществляет
«Аналитика-78». Модернизацию
региональных сервисов в МИАЦ делает «Компьютер-маркет». Электронную
регистратуру региона создает «ПМТ».
Получается, что в
данном проекте участвует сразу несколько исполнителей, каждый из которых делает
свою часть работы. Ни в коем разе не осуждая или не ставя под сомнение
эффективность данного подхода, вспоминается бессмертная райкиновская «К
пуговицам претензии есть?». Как в этой ситуации регион собирается
консолидировать никак не связанных (а то и открыто конкурирующих друг с другом)
поставщиков, малопонятно.
Очень похожая ситуация также имеется в Архангельской
области.
Интересное развитие
наблюдалось в Республике Мордовия. Первый аукцион «Создание и внедрение
информационной комплексной медицинской системы Министерства здравоохранения
Республики Мордовия» был объявлен 15.11.2011 на сумму 33,55 млн. руб. В
результате активной борьбы между «Барс медицина», «Сван», «Ростелекомом»,
«КИРом» и «ПрограмБанком» побелила компания «КИР» с ценой 7,9 млн. руб.). Контракт
был подписан 28.12.2011, работы нужно было сделать до конца следующего, 2012 г.
В сентябре 2012 г.,
не дожидаясь окончания первого этапа, был объявлен 2-й аукцион на «развитие»
этой системы с начальной ценой 23,2 млн. руб. Выиграл его, уже без всякой
борьбы, «Ростелеком». Получается, в 2011 г. за право создания регионального
сегмента боролись 5 участников и победила в этой жесткой борьбе компания «КИР»,
а в 2012 г. этот проект уже без всякой конкуренции, включая прошлогоднего
победителя, продолжал создавать «Ростелеком».
Все приведенные
примеры показывают, что в ряде случаев создание региональных фрагментов носило
«лоскутный» характер, единого консолидирующего исполнителя, который бы отвечал
за весь проект и его эффективность, иногда не было. Частенько не видно
системного подхода, создается ощущение, что
проект выполняется по ходу дела в надежде хоть как-то «освоить» деньги, а
разбираться с тем, что же получилось, заказчик намеревался потом.