Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2020

Дмитрий Буленков, ГК «Рамакс»

Дмитрий Буленков, ГК «Рамакс»:

ИТ сыграют ключевую роль в восстановлении и развитии транспортной отрасли

Транспортная отрасль оказалась в списке наиболее пострадавших от пандемии. И ее восстановление напрямую зависит от использования новейших технологий. О том, каким будет будущее ИТ в транспортном секторе, рассказал Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу ГК «Рамакс».

CNews: Каким был 2019 год для российского рынка ИТ в сфере транспорта?

Дмитрий Буленков: 2019 год был годом больших надежд на восстановление спроса на ИТ-проекты в транспортной индустрии. И эти надежды оправдались. Запросы на новые технологии поступали как от коммерческих, так и от финансовых и производственных служб.

В 2019 году наша компания начала несколько прорывных цифровых проектов в сфере транспорта, которые должны заложить основу дальнейшей цифровизации отрасли. Отдельно отмечу, что со стороны государства был дан мощный импульс по использованию российского программного обеспечения. В 2019 году было проведено много пилотов и тестирований российских технологий, которые в ближайшем будущем будут работать в транспортной отрасли.

CNews: Какие основные события, на ваш взгляд, оказали существенное влияние на его развитие?

Дмитрий Буленков: Я бы говорил не о событиях, а о стимулах развития. Главными стимулами для развития ИТ-рынка в 2019 году стали стабильный рост пассажиропотока (особенно в авиации), удорожание топлива, борьба за транзитные потоки, увеличение объемов грузоперевозок и стремление всех участников рынка снизить издержки в деятельности компаний. Эти тенденции были долговременными и заставляли участников рынка вкладываться в цифровизацию и улучшение конкурентных преимуществ. Сейчас все меняется, но, думаю, что спрос на развитие цифровых технологий на транспорте останется.

CNews: Какие события стали знаковыми для вашей компании?

Дмитрий Буленков: Конечно, это высокая оценка профессиональным сообществом и заказчиками реализованных группой компаний «Рамакс» проектов. Особенно памятно признание ГК «Рамакс» ИТ-компанией 2019 года в России по версии авторитетного аналитического портала.

dmitrij_bulenkov1.jpg
Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу ГК «Рамакс»

Очень важным событием для нас стало получение «Аэрофлотом» награды за комплекс проектов по модернизации сайта и мобильного приложения. По результатам CNews Awards 2019 он стал проектом года в области E-commerce.

Стоит отметить и бурный рост использования технологии Process Mining, пионером в продвижении которой является «Рамакс». Все эти события говорят о том, что амбициозные цели, которые ставит перед собой группа компаний, совпадают с целями и задачами цифровизации транспортной индустрии.

CNews: Как влияет (и влияет ли) на развитии транспортной отрасли в разрезе ИТ программа «Цифровая экономика»?

Дмитрий Буленков: Запрос государства на цифровизацию является сильнейшим драйвером развития ИТ. Так, витрина данных для налогового мониторинга в компании «Аэрофлот» стала своевременным и эффективным ответом на предложение ФАС крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму контроля. Реализованный нами совместно с SAP проект в «Аэрофлоте» позволил заказчику оптимизировать трудозатраты и существенно сократить издержки на налоговое и бухгалтерское администрирование. Компания «Аэрофлот» и тогда еще глава ФНС Михаил Мишустин представили промежуточные результаты внедрения премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

CNews: Можно ли сказать, что транспортные компании всерьез занялись цифровой трансформацией?

Дмитрий Буленков: В транспортной отрасли давно автоматизированы основные производственные и финансовые бизнес-процессы. Трансформация на сегодня заключается больше в обеспечении интеграции систем разных производителей, обеспечении сквозных бизнес-процессов, использовании средств онлайн-мониторинга производственных процессов с точки зрения оперативного контроля от верхнеуровневых показателей до детальных, включая отображение видеопотока с производственных участков.

CNews: Какие наиболее крупные проекты вы отметите в 2019 году? Какие из них – инновационные, прорывные и почему?

Дмитрий Буленков: Среди проектов нельзя обойти стороной решения для компании «Аэрофлот». Во-первых, это система оптимизации создания, проведения и анализа маркетинговых кампаний, которая победила в номинации «Лучшее отраслевое решение» в конкурсе «Проект года» по результатам голосования профессионального сообщества. Во-вторых, проект «Автоматизированная система прогнозирования грузопочтовых емкостей Cargo Air», который одержал победу в номинации «Аналитические решения и Big Data — Лучший проект в грузовой логистике».

В первом случае решение позволяет создавать персонализированный контент для клиентов по разным каналам коммуникаций. Во втором случае заказчик оптимизирует загрузку воздушных судов благодаря применению инструментов больших данных и моделей машинного обучения. Кроме того, при содействии ГК «Рамакс» «Аэрофлот» развернул уникальную платформу по работе с обращениями клиентов. Компания стала первой в транспортной отрасли, кто внедрил для этого алгоритмы предиктивной аналитики.

CNews: Отмечаете ли вы изменение спроса на предлагаемые вашей компанией решения со стороны заказчиков? Появились ли новые запросы, с которыми вы не сталкивались ранее?

Дмитрий Буленков: На сегодняшний день крупные компании уже оцифровали многие процессы. Поскольку, как правило, происходило это довольно стихийно, теперь им требуется наводить порядок в инфраструктуре: оптимизировать ее и совершенствовать. «Рамакс» использует набор методов и подходов Process Mining, который позволяет получить объективную картину бизнес-процессов со всеми отклонениями и возможными сценариями, дает основу для протипирования — симуляции сценариев. Это наш новый пакет решений (СИМБА), который поможет заказчикам двигаться в сторону создания «цифрового двойника» организации. Этот инструмент, в свою очередь, призван сокращать объемы ресурсов и снижать риски, связанные с диджитализацией, без влияния на работу информационных систем.

CNews: Какие из широко обсуждаемых в последнее время технологий (искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн и т.д.), на ваш взгляд, будут реально востребованы и перспективны на транспорте в ближайшие годы, а какие на поверку окажутся не больше, чем хайпом?

Дмитрий Буленков: Развитие аппаратной и программной инфраструктуры машинного обучения позволяет совершенствовать средства анализа рынка, сокращать время реакции на запросы пассажиров. Использование различных источников данных и их агрегация средствами больших данных и машинного обучения позволяют создавать автоматизированные средства анализа тарифов на рынке и выдавать своевременные рекомендации по изменению цен. Это существенно сокращает объем рутинных операций, выполняемых тарифными аналитиками, дает возможность более оперативно и объективно оценивать изменения.

dmitrij_bulenkov3.jpg
Дмитрий Буленков: Если в прошлом году компании просто боролись за клиентов, то в ближайшее время будут воевать, и технологии в этой борьбе сыграют ключевую роль.

Самое тяжелое в цифровой трансформации – формализация и создание детальных цифровых стандартов взаимодействия разных игроков рынка. Например, сообщения об аэронавигационных изменениях и событиях хотя и передаются в электронном виде, но слабо систематизированы, что приводит к необходимости ручной обработки. Соответственно, с одной стороны, ведется проект ICAO по расширению этого формата, а с другой стороны, авиакомпании пытаются подключить средства машинного обучения для категоризации таких сообщений.

CNews: Какие события, на ваш взгляд, могут кардинально повлиять на ИТ в транспортном секторе в ближайшей перспективе? Что может послужить трамплином к дальнейшему развитию ИТ на транспорте?

Дмитрий Буленков: Уже повлияли, причем неожиданно для всех. Пандемия, вызванная распространением вируса SARS-CoV-2, потребует как от участников рынка, так и от интеграторов экстремальных решений для выживания отрасли в принципе. В таких условиях информационные технологии становятся чуть ли не единственным шансом удержаться на плаву. Если в прошлом году компании просто боролись за клиентов, то в ближайшее время будут «воевать», и технологии в этой борьбе сыграют ключевую роль.

CNews: Чего стоит опасаться и избегать участниками рынка?

Дмитрий Буленков: Надеюсь, что не будет ухода в ценовые войны, и приоритет на предоставление качественных услуг останется неизменным.

CNews: Поделитесь планами на будущее.

Дмитрий Буленков: Мы как проверенная временем, лидирующая в транспортной отрасли на протяжении многих лет ИТ-компания, уверенно смотрим в будущее. В планах активное развитие и освоение новых технологий, которые мы сможем предложить рынку для решения возникших в 2020 году нетривиальных задач. Мы готовим прорывные предложения в области технологий Process Monitoring и построения «цифровых двойников» компании. Раньше наша компания всегда предвосхищала тренды развития транспортного сектора. Думаю, сегодня мы развиваем те технологии, которые помогут повысить конкурентоспособность наших клиентов.

Вернуться на главную страницу обзора