Пока роботы не могут распознать тревоги человека и предсказать его уход из компании

20.12.2021
«Отчета в Excel уже недостаточно»

Российский рынок начал полноценно развиваться не так давно — с 2016 года. Западная экосистема просто старше, поэтому решений, покрывающих различные HR-процессы, в России меньше. Мы отстаем примерно на пять лет. Но, в целом, за последние годы в нашей стране проделан большой путь по развитию различных HR-решений.
Что мешает российскому HR-tech? В большей степени — отсутствие конкуренции и отток ИТ-специалистов на запад. Кроме того, HR-департамент зачастую никак не участвует в выборе HR-инструментов, последнее слово остается либо за ИТ-блоком, либо за руководством компании. «Навязанные» решения не всегда отвечают реальным потребностям HR.
CNews: Как на рынок HR-tech повлияла пандемия?
Максим Корниенко: С одной стороны, из-за пандемии все ушли в онлайн, и автоматизация стала вынужденной мерой. Теперь с помощью ATS-платформ по управлению кандидатами можно вести подбор персонала, взаимодействовать с коллегами и бизнес-заказчиками из любой точки мира и с любого устройства. То есть пандемия еще раз показала важность наличия таких систем и автоматизации HR-процессов в целом. С другой стороны, многие компании малого и среднего бизнеса закрылись, а у тех, кто остался на плаву, бюджеты на ИТ сильно урезаны. А МСП в нашей стране не всегда могут позволить себе решения по автоматизации: они стоят немаленьких денег.
«Сегодня HR – многорукий Шива»
Первое — переход на гибридный формат работы и удалёнку. Компании вынуждены выбирать HR-решения, которые смогут помочь как в вопросах автоматизации подбора персонала, так и в онбординге и адаптации сотрудников на всех этапах их работы в компании.
Второе — использование технологий в HR. Это могут быть боты, искусственный интеллект или платформы, связанные с оценкой персонала. Технологии, тот же искусственный интеллект, например, могут заменить человека и освободить его от рутинной работы, тем самым предоставив время на что-то более интересное и полезное.
Третье — аналитика в hr стала более сложной и комплексной, сегодня это уже неотъемлемая часть работы в сфере подбора персонала. Не только высшему руководству, но и менеджерам важно понимать, что происходит в конкретных отделах компании. Поэтому отчета в Excel, если, допустим, мы говорим о процессе рекрутмента, уже недостаточно. Нужны более всеобъемлющие данные.
Также мы видим тренд на новый тип HR-специалистов. Сегодня менеджер по персоналу – стратегический партнер бизнеса, а не просто сотрудник, загружающий резюме с hh.ru. Поэтому специалист в этой сфере должен уметь разговаривать на языке цифры, бизнеса и аналитики.
CNews: Как меняется роль HR-функции?
Максим Корниенко: Она трансформируется. Сегодня HR — многорукий Шива. Во-первых, менеджер по подбору персонала должен адаптироваться и подстроиться под новые реалии. Он должен понимать, что не всегда будет видеть и общаться с сотрудниками и кандидатами вживую.
Во-вторых, несмотря на появление и развитие технологий в HR, роль человека в управлении персоналом все равно сохраняется — в пребординге и онбординге. Пока роботизация не достигла того уровня развития, чтобы машина могла распознать тревоги человека и предсказать его уход из компании.
Соответственно, третий момент — это подбор кандидатов в целом, который, по крайней мере, пока невозможно отдать на откуп технологиям. Я бы здесь привел такую аналогию. Есть общие войска — пехота, например, а есть спецназ. HR из обычных солдат становится спецназом, у которого есть глобальная стратегическая цель.
HR уходит от тактической роли. Дело в том, что растущая или, наоборот, падающая эффективность подбора активно оцифровывается и рассчитывается. И если, например, вовремя не ввести продавца в розничный магазин бытовой техники, компания потеряет деньги.
Помимо вышеперечисленных функций, HR — медиатор, который должен объединять команду. Сегодня демографическая яма в России расширяется, количество кандидатов уменьшается, а их качество падает. Поэтому в компаниях работают представители абсолютно разных поколений, к каждому из которых требуется свой подход.
«Все ныне существующие решения уберизируют HR»
Все решения, связанные с дистанционным общением, — ATS-платформы, различные мессенджеры, в том числе корпоративные, системы управления обучением LMS. Эти решения обучают и помогают адаптировать нового сотрудника в компании с любого устройства: с компьютера, планшета или со смартфона. Причем это работает как для линейного персонала, так и для рабочих специалистов.
Сюда также относится электронный документооборот. Для трудоустройства сотруднику не нужно приезжать в офис, он может сдать все необходимые документы и пройти проверку безопасности удаленно. Командообразование и работа с подчиненными также зачастую происходит онлайн — в ВКС и мессенджерах.
Все ныне существующие решения в этой сфере — системы видеоинтервью, платформы для автоматизации рекрутмента ATS, системы, связанные с HR-брендом компании — уберизируют HR. Почти у каждой HR-функции есть свое решение, которое автоматизирует тот или иной бизнес-процесс.
CNews: Какие тренды в автоматизации HR-процессов вы сегодня наблюдаете?
Максим Корниенко: Следующим этапом развития станет глобализация всех сервисов. Технология искусственного интеллекта будет повсеместно интегрироваться в текущие решения. При этом роботы никогда не заменят HR-специалистов. Несмотря на всю обоснованную важность технологий, они дают нам понять, как важен человек в этой цепочке. Основная задача всех HR-инструментов — разгрузить сотрудника от рутины, предоставить ему время и возможность заниматься совсем другими вещами. Для этого менеджерам по подбору персонала, в свою очередь, нужно развиваться, повышать свои знания о бизнес-процессах.
Группа T1 довольно большая и уже давно существует на рынке. Из-за больших объемов найма возникла потребность в автоматизации подбора персонала. И три года назад мы стали думать о переходе на платформу. В компании протестировали множество из существующих тогда систем и поняли, что ни одно из них не соответствует нашим задачам и потребностям. Тогда было принято решение делать собственную платформу. Изначально она предназначалась для внутреннего пользования, затем пришла мысль выйти на открытый рынок. Активные продажи начались с конца 2020- начала 2021 года.

«У T1 TalentForce есть ряд функциональностей, у которых нет аналогов»
CNews: Расскажите, пожалуйста, про T1 TalentForce подробнее. Что это за платформа, и для кого она?
Максим Корниенко: Говоря простыми словами, наша платформа – это система для автоматизации процесса рекрутинга: начиная с момента получения заявки на вакансию и заканчивая выходом кандидата на работу. Соответственно, T1 TalentForce автоматизирует весь процесс подбора от А до Я. Это облачная платформа, которую при необходимости можно разместить на собственных серверах.
В целом T1 TalentForce подойдет любому бизнесу. Если у предприятия, в среднем, ежемесячно минимум 5-6 вакансий, платформа уже окупится. T1 TalentForce помогает уйти от рутины, помогает упорядочить процесс работы с кандидатами, с вакансиями и собеседованиями.
CNews: Какие задачи решает платформа?
Максим Корниенко: Все. Начиная с полноценного согласования заявки на вакансию, ее открытия и добавления кандидатов из разных источников, в том числе и по реферальным ссылкам, и заканчивая коммуникациями со всеми участниками найма и внутренними заказчиками. А это и взаимодействие с кандидатами через наш чат-бот, мессенджеры и почту: предоставление предложения о работе и последующая интеграция со сторонней системой, которая отвечает за кадровое делопроизводство в компании, формирование воронок подбора, анализ эффективности отдела рекрутмента и так далее.
Все решения, связанные с дистанционным общением, — ATS-платформы, различные мессенджеры, в том числе корпоративные, системы управления обучением LMS. Эти решения обучают и помогают адаптировать нового сотрудника в компании с любого устройства: с компьютера, планшета или со смартфона. Причем это работает как для линейного персонала, так и для рабочих специалистов.
Сюда также относится электронный документооборот. Для трудоустройства сотруднику не нужно приезжать в офис, он может сдать все необходимые документы и пройти проверку безопасности удаленно. Командообразование и работа с подчиненными также зачастую происходит онлайн — в ВКС и мессенджерах.
Все ныне существующие решения в этой сфере — системы видеоинтервью, платформы для автоматизации рекрутмента ATS, системы, связанные с HR-брендом компании — уберизируют HR. Почти у каждой HR-функции есть свое решение, которое автоматизирует тот или иной бизнес-процесс.
CNews: Какие тренды в автоматизации HR-процессов вы сегодня наблюдаете?
Максим Корниенко: Следующим этапом развития станет глобализация всех сервисов. Технология искусственного интеллекта будет повсеместно интегрироваться в текущие решения. При этом роботы никогда не заменят HR-специалистов. Несмотря на всю обоснованную важность технологий, они дают нам понять, как важен человек в этой цепочке. Основная задача всех HR-инструментов — разгрузить сотрудника от рутины, предоставить ему время и возможность заниматься совсем другими вещами. Для этого менеджерам по подбору персонала, в свою очередь, нужно развиваться, повышать свои знания о бизнес-процессах.
«Сейчас мы находимся на подъеме»
Мы хотим занять определенную долю рынка в России, стать лучшими в своей нише. Чтобы при слове ATS, первой ассоциацией был TalentForce.
У нас также большие планы на разработку новой функциональности в следующем году. Мы хотели бы выйти на другие рынки, помимо России. Думаю, первых клиентов из стран СНГ мы получим уже в 2022 году.
Наша глобальная задача — создать максимально комфортную систему, усилить ее аналитикой и сделать ее визуально приятной.
CNews: Что ждет российский рынок HR-tech в будущем?
Максим Корниенко: Мне кажется, увеличится конкуренция и появится больше решений. Российский рынок HR-tech будет расти в плане бюджетов и капитализации. Сейчас мы находимся на подъеме, но до пика нам еще далеко.
Все процессы и их результаты будут оцифрованы, произойдет глобализация всех сервисов. С помощью технологий мы сможем освободиться от рутины и займемся более глобальными, интересными и творческими задачами.
В идеальной картине мира будет большой дашборд, на котором видно, как каждый участник рабочего процесса влияет на конечный результат бизнеса и осуществляет его основную цель — зарабатывает деньги.