Разделы

Интеграция ИТ в банках

«Ростелеком» научит банки выдавать электронные подписи

С помощью нового сервиса, который создаст подрядчик «Ростелекома», банки смогут управлять выдачей электронных подписей для своих клиентов.

«Ростелеком» объявил тендер на создание в рамках национальной облачной платформы O7.com банковского сервиса «O7.Банк». Оператор готов заплатить подрядчику 75 млн руб.

Облачная платформа «Ростелекома» была запущена несколько лет назад. Она содержит онлайн-сервисы для госучреждений и коммерческих компаний, в частности, решения для автоматизации работы региональных учреждений в сфере образования и здравоохранения, бухгалтерские и CRM-приложения.

Банковский сервис, по задумке «Ростелекома», будет обеспечивать информационное взаимодействие участников выпуска, выдачи и обслуживания электронных подписей (ЭП) для физических и юридических лиц. Носителями ЭП могут выступать электронные карты, USB-токены, SIM-карты, microSD и т.д.

Сейчас банки выдают квалифицированные средства электронной подписи в первую очередь клиентам-юридическим лицам для работы в системах банк-клиент. При этом кредитные организации, как говорят в «Ростелекоме», уже внедряют и механизмы работы со средствами ЭП в системах онлайн-банкинга для физических лиц. Это нужно для безрискового удаленного оформления и выдачи кредитов.

«Задача по массовому выпуску и выдаче любых средств ЭП в распределенной сети офисов - абсолютно не тривиальна, и до сих пор не была решена в России, - считают в «Ростелекоме». - Наши сервисы решают задачи по интеграции и взаимодействию с множеством удостоверяющих центров (УЦ), заводов-изготовителей, банковских систем. Заказчик может без дополнительных затрат организовать выпуск средств ЭП во множестве офисов в распределенной по всей России сети».

«Ростелеком» объявил тендер на создание банковского сервиса в рамках национальной облачной платформы O7.com

Также оператор хочет взять на себя взаимодействие с клиентами-держателями средств ЭП: обеспечивать поддержку, информировать по SMS об истечении срока действия сертификатов и т.д.

Кроме того, банковский сервис «Ростелекома» сможет обеспечивать информационное взаимодействие кредитных организаций с органами власти, в том числе в целях проверки сведений заемщиков.

Итоги конкурса по выбору разработчика «O7.Банк» должны были быть подведены еще в январе 2014 г., но конкурсная комиссия работает до сих пор. «В настоящий момент специалисты «Ростелекома» занимаются оценкой поступивших предложений», - пояснили задержку в операторе.

Выбранный подрядчик должен будет создать систему сервисов, предоставляемых по арендной схеме SaaS. Пока конечными заказчиками оператор видит именно банки и страховые организации, но в дальнейшем планирует распространить охват на сотовых операторов, многофункциональные центры и др.

Кейс МКБ: модернизация контактного центра с переходом на новую платформу
ИТ в банках

«O7.Банк», по словам представителей «Ростелекома», создается на базе прототипов элементов инфраструктуры выпуска и обслуживания аппаратных средств идентификации, созданной оператором ранее. Речь идет об аппаратных USB-токенах, которые оператор выдает для доступа к порталу госуслуг (ЕПГУ) через единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА).

При этом клиенты банков, которые подключатся к «O7.Банк», не обязательно будет автоматически регистрироваться и в ЕСИА. «Если вы получаете в банке карту «Электронное правительство», в условиях к которой вы согласны с регистрацией в ЕСИА - то вы регистрируетесь в ЕСИА, - пояснили CNews в операторе, - Если же вы получаете в банке карту для дистанционного банковского обслуживания или любую другую карту, USB-токен и т.д., то вы не регистрируетесь в ЕСИА. Все зависит от параметров карточного продукта - выбор за клиентом».

Вице-президент, начальник управления автоматизации финансов и рисков департамента ИТ ВТБ Карл Сумманен называет инициативу «Ростелекома» «концептуально правильной, исходящей из принципа специализации и разделения труда». Но, оговаривается он, оператор «должен объективно оценивать ситуацию и не исходить из предпосылки, что сейчас все плохо и банки страдают».

Использование сертифицированных ЭЦП в дистанционных банковских сервисах для физических лиц было реализовано еще в конце 90-х «Автобанком» и «Гута-банком», напоминает Сумманен. Сейчас эта задача решена многими банками, поэтому «Ростелекому» «надо очень четко понимать, где находится та рыночная ниша», в которой его предложения будут востребованы.

«Проблема с выпуском сертификатов открытого ключа ЭП связана не с отсутствием достаточного числа удостоверяющих центров (УЦ) или плохим покрытием ими территории страны, а с нерешенностью юридических и экономических вопросов», - говорит Сумманен.

Интерес банков к вопросу создания собственных УЦ он объясняет экономическими причинами (нежелание платить за выпуск сертификатов третьей стороной), рисками (в случае, если не определена ответственность внешнего УЦ за нештатные ситуации) и качеством сервиса.

Интерес к стороннему УЦ, по мнению Сумманена, может быть у банка, бизнес-модель которого предполагает отсутствие сети офисов и только дистанционное (без визита в офис) обслуживание клиентов по всей стране, включая заключение юридически значимых договоров в электронном виде.

По мнению операционного директора банка "Российский капитал" Артема Оганесяна, наиболее перспективным направлением развития проекта "Ростелекома" является обеспечение взаимодействия банков и госорганов в рамках СМЭВ. "Российскому капиталу", например, интересны облачные сервисы для взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов, добавляет он.

Денис Легезо

Подписаться на новости Короткая ссылка