Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Депутаты узаконили информационные технологии

Принятый во втором чтении законопроект об информации и информационных технологиях не претерпел серьезных изменений. Были отклонены как наделавшие много шума поправки о запрете использования импортного программного обеспечения, так и предложения депутатов, обеспокоенных ущемлением прав человека на информацию о самом себе.
Госдума одобрила во втором чтении законопроект «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который должен заменить принятый в 1995 году и уже во многом устаревший Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Парламентарии проголосовали в точности по рекомендациям профильного Комитета Госдумы по информационной политике, который посчитал нужным принять лишь 90 из 213 предложенных поправок. Причем на заседании парламента отдельно обсуждались только две поправки, авторами которых являются депутаты от «Единой России» Геннадий Гудков и Александр Хинштейн (на фото).

Первая поправка, о который подробно писал CNews, сводилась к введению запрета на использование иностранного программного обеспечения на стратегически важных государственных предприятиях. «Недавно в Ираке у американцев вышла из строя партия компьютеров, и специалисты из Microsoft срочно вылетели для ее починки, — отметил г-н Гудков. — Но если у нас вдруг сломаются компьютеры, кто их будет чинить?» Во второй поправке говорилось о введении запрета на недокументированные возможности программного обеспечения. «Посмотрите, Microsoft же поделилась своим открытым кодом с нашими властями, пусть и другие поделятся», — заявил г-н Гудков.

Однако обе поправки не нашли поддержки ни в профильном комитете, ни у разработавшего законопроект Мининформсвязи. «Представьте, что будет, если мы заменим иностранную авиадиспетчерскую систему наспех разработанной и несовершенной отечественной, — задался вопросом глава комитета Валерий Комиссаров. — Да и обыкновенная милиция не сможет работать после запрета DOS и Windows. Что касается второй поправки, то ввиду юридической неопределенности термина „недокументированные возможности“, ее принятие может привести к неоднозначным последствиям». Из принятых же поправок наиболее значимы предложение парламента Татарстана, согласно которому государственные информационные системы должны работать как на русском, так и на национальных языках субъектов России, и поправка депутата Харитонова, которая запрещает установление в нормативных актах преимуществ одних информационных технологий перед другими.

В целом законопроект содержит целый ряд либеральных моментов. Так, граждане смогут бесплатно и без объяснения причин получать доступ к информации о деятельности федеральных и местных органов власти. С интернет- и хостинг-провайдеров, а также операторов дата-центров снимается ответственность за распространение и хранение их клиентами запрещенной информации. Кроме того, на осуществление какой-либо деятельности посредством телекоммуникационных сетей не могут накладываться более жесткие ограничения по сравнению с осуществлением аналогичной деятельностью без использования таких сетей.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Относительно распространения информации в законопроекте говорится, что если она осуществляется не по каналам средств массовой информации, то распространитель должен предоставить данные для его однозначной идентификации. При этом законопроект вводит запрет на спам, поскольку в случае, если возможно определить получателя информации, распространитель обязан предоставить получателям возможность отказаться от получения данной информации.

Аналитика по теме «1000 крупнейших ИТ-проектов в госорганах России»

Между тем, основные критики законопроекта остались недовольны им и после проведенной во втором чтении доработки. «Данный законопроект не является прогрессивным и демократичным, и наша фракция голосовала за его отклонение, — заявил зампред Комитета по природным ресурсам, член фракции КПРФ Владимир Кашин. — Несмотря на то, что ряд острых углов был сглажен, суть законопроекта не претерпела изменений: он загоняет людей в определенное русло, лишая их прав на информацию о самом себе». Депутат Кашин, в частности, выдвигал поправки об установлении исключительного права человека на свои персональные данные и о безусловной возможности предъявления требований о возмещении убытков лицами, пострадавшими от неправомерного использования информации (в принятом законопроекте лицо, не принявшее мер по защите конфиденциальной информации, не может предъявлять подобных требований).