Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Техника Импортонезависимость

Владелец «Мегафона» покинул проект по обязательной маркировке товаров

Холдинг USM Алишера Усманова вышел из числа совладельцев системы обязательной маркировки продукции «Честный знак» (компания ЦРПТ). Первоначально проект создавался USM вместе с госкорпорацией «Ростех» и Сергеем Галицким. Возможным покупателем доли USM мог стать менеджмент ЦРПТ.

USM вышел из числа совладельцев ЦРПТ

Холдинг USM, подконтрольный Алишеру Усманову (также владеющим сотовым оператором «Мегафон»), продал свою долю в компании «Оператор-ЦРПТ», являющейся оператором системы обязательной маркировке товаров «Честный знак». Об этом пресс-служба USM сообщила агентству «Интерфакс».

У проекта оператора обязательной маркировки первоначально было несколько инвесторов, сейчас среди них произошли изменения, уточнили в USM.

USM вышел из проекта, так как холдинг «давно и последовательно выходит из своих бизнес-активов в пользу работников», - пояснили в USM. Кому была продана доля, не сообщается.

Кому принадлежал ЦРПТ

ООО «Оператор-ЦРПТ» было создана в 2017 г. Согласно данным базы «Контур.Фокус», в 2018 г. компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) владела 90% в «Оператор-ЦРПТ», 10% владело ООО «Новые решения», которое принадлежит ее гендиректору Оксане Орешиной. Нынешний состав совладельцем «Оператор-ЦРПТ» не раскрывается.

Из числа совладельцев системы обязательной маркировки продукции «Честный знак» (ЦРПТ) вышел холдинг USM Алишера Усманова

ООО ЦРПТ было создано в 2017 г. Первоначально 75% компании принадлежало разработчику биллинговых систем «Петер-Сервис», который на тот момент был подконтролен USM. 25% принадлежало «Элвис-Плюс Групп» Сергея Галицкого.

Впоследствии доля «Петер-Сервиса» перешла к USM (через «ЮЭСЭМ Маркировка») и сократилась до 50%. 25% получил «Концерн «Автоматика», входящий в состав госкорпорации «Ростех». Затем эта доля перешла непосредственно к «Ростеху».

В июне 2024 г., «Элвис-Плюс Групп» владел 25% в ЦРПТ, 24,9% принадлежало ООО «ЦРПТ-Менеджмент», 2,6% - ООО «Мдом». У компании есть еще четыре совладельца, информация о которых не раскрывается.

В «ЦРПТ-Менеджмент» 75% принадлежат Василию Нехорошкову, 25% - Игорю Панину. Ранее «ЦРПТ-Менеджмент» последовательно принадлежала «Оператору-ЦРПТ», бывшему гендиректору ЦРПТ и «ЮЭСЭМ Маркировка» Михаилу Дубину (сейчас является председателем совета директоров ЦРПТ) и Екатерине Богдановой. Богданова раньше также владела «Мдом», сейчас она принадлежит Алексею Газову.

Представители ЦРПТ отметили, что в настоящий момент ни у одного из совладельцев «Оператор-ЦРПТ» нет контроля или доли более 25%. Состав совладельцев компании ЦРПТ не раскрывает. Были ли изменения в составе совладельцев самого ЦРПТ, в компании также не раскрывают.

Пресс-служба USM не ответила на вопрос, осталась ли у компании доля в ЦРПТ. Но исходя из того, что USM владел долей в «Оператор-ЦРПТ» через ЦРПТ, можно сделать вывод, что USM также вышел и из капитала ЦРПТ.

Какая продукция подлежит обязательной маркировке

Обязательная маркировка продукции в России началась в 2016 г., первый эксперимент был осуществлен в сфере маркировки шуб. В 2019 г. Правительство назначило «Оператор-ЦРПТ» единым оператором обязательной маркировки продукции по всем видам товаров.

Правительство Амурской области перевело систему электронного документооборота на СУБД Postgres Pro
PostgresPro

В настоящее время обязательная маркировка осуществляется в отношении 24 категорий товаров: молочной продукции, бутилированной вода, безалкогольных напитков, табака, пива, икры, обуви, товаров легкой промышленности, шуб, шин, духов, фотоаппаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации и кресел-колясок, антисептиков, БАДов и лекарств, ветеринарной продукции, растительных масел, кормов для животных, консервов и велосипедов.

Система «Честный знак» отслеживает подлежащие маркировки товары на каждом этапе цели - от производства до конечного потребления. Это происходит при помощи цифровых кодов Data Matrix, стоимость одного кода маркировки составляет 0,5 руб. без учета НДС.

В ЦРПТ утверждают, что благодаря маркировке доля нелегальных товаров в парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке - на четверть, в обуви - на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти; совокупные эффекты от маркировки оцениваются в 791 млрд руб.

В 2020 г. выручка «Оператор - ЦРПТ» составила 7,1 млрд руб., чистая прибыль - 126 млн руб. В 2021 г. выручка ЦРПТ составила 2,01 млрд друб., чистая прибыль - 1,43 млрд руб. Более поздние данные не доступны.

Игорь Королев