Разделы

Безопасность Госрегулирование Стратегия безопасности ИТ в госсекторе

США включили Россию в список 15 сильнейших кибердержав мира

Согласно выводам доклада, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS), Россия, которая вошла в Топ-15 ведущих кибердержав мира, обладает рядом значительных преимуществ в отдельных категориях киберсил. Возглавляют рейтинг США, кибервозможности которых оценены как «недостижимые» для других стран на горизонте десяти и более лет.

Национальные киберсилы

Редакция CNews ознакомилась с отчетом Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies IISS), аналитики которого сделали попытку оценить потенциал кибервозможностей 15 стран мира по итогам двухлетнего исследования с применением современных подходов и методов анализа данных. Согласно выводам документа, Россия наряду с Австралией, Канадой, Китаем, Францией, Израилем и Великобританией вошла во «вторую группу» ведущих кибердержав мира, которые имеют ряд преимуществ в некоторых оценочных категориях.

Единственным представителем «первой группы» стран с преобладающими возможностями во всех категориях стали США, они же возглавили рейтинг кибердержав IISS. В третью группу стран с отдельными преимуществами, потенциалом для их развития и одновременно недостатками вошли Индия, Индонезия, Иран, Япония, Малайзия, Северная Корея и Вьетнам.

Великобритания, Канада, Австралия, Франция, Япония и Израиль характеризуются в документе как союзники и ближайшие партнеры США в киберпространсте; Китай, Россия, Иран и Северная Корея – как основные государства, «представляющие киберугрозу интересам Запада»; Индия, Индонезия, Малайзия и Вьетнам названы странами на ранних этапах развития своих киберсил.

cp1.jpg
IISS: лидерство США в киберпространстве сохранится как минимум ближайшее десятилетие

Для оценки киберпотенциала государств аналитики IISS использовали такие категории как стратегия и доктрина; управление, командование и контроль; основные возможности киберразведки; расширение возможностей киберпространства; кибербезопасность и киберустойчивость; глобальное лидерство в киберпространстве; наступательные кибервозможности.

Как отмечается в документе, исследование призвано помочь ответственным лицам сфокусироваться на кибервозможностях, которые имеют ключевое значение для государственной власти, а также правительствам и корпорациям в расчетах стратегических рисков и инвестиций.

Российская кибердержава

Киберстратегии России в докладе IISS посвящено девять страниц. Структура российской кибербезопасности описывается в документе как централизованная и иерархичная, находящаяся «под личным контролем президента». Стратегию российских властей документ описывает как «продиктованную противостоянием с Западом», где кибероперации выглядят как важный компонент в рамках более широкой информационной войны».

Россия характеризуется как страна, сильно зависящая от иностранных ИКТ-корпораций, но, тем не менее, с не менее впечатляющей цифровой экономикой, чем, например, у Великобритании или Франции. Российские власти стремится исправить ключевые слабые места в своей кибернетической безопасности за счет госрегулирования, создания суверенного интернета и поощрения развития местной цифровой индустрии, отмечается в документе.

В документе отмечаются успехи России в последние два десятилетия по сокращению разрыва с западными странами в технологических преимуществах в киберпространстве, особенно с США. Российские наступательные кибервозможности характеризуются как «надежные». Отмечается успешное их использование для вмешательства в политические процессы потенциальных противников, включая США, а также успешные операции российской киберразведки, некоторые из которых позволяют оценить возрастающий уровень ее технической сложности.

Валерий Бадма-Халгаев, Мособлбанк: В ближайшем будущем ИИ будет интегрирован в большинство средств защиты информации
безопасность

Среди минусов российской киберстратегии отмечается отсутствие достаточного внимания развитию инструментов для совершения «хирургических» киберпреступлений, которые, по мнению авторов доклада, необходимы «для ведения войны высокой интенсивности».

В целом Россия характеризуется как кибердержава второго уровня, которой для достижения уровня США потребуется существенное улучшение кибербезопасности, увеличение доли на мировом рынке цифровых технологий и дальнейший прогресс в разработке сложных наступательных военных кибернетических инструментов.

Противостояние в киберпространстве

Авторы исследования отмечают отставание Китая и России с точки зрения кибербезопасности от стран разведывательного альянса Five Eyes (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США – прим. CNews), а также от Израиля и Франции. В качестве аргументов приводятся доказательства из внутренних отчетов стран, позиции в глобальном индексе кибербезопасности Международного союза электросвязи (ITU Global Cybersecurity Index), а также усиление госконтроля России и Китая над суверенным киберпространством и частичное стремление к технической изоляции от глобального интернета.

По развитию наступательных киберсил, наличию соответствующего опыта, уровню кибершпионажа, определенности политического курса и доктринального мышления Китай и Россия характеризуются в отчете как превосходящие все другие государства кроме США, а по внедрению киберметодов для массового влияния и подрывной деятельности против противников – как не имеющие равных.

По мнению аналитиков IISS, Китай является единственным государством, которое потенциально способно занять место в первой категории кибергосударств рядом с США. Несмотря на возможность замедления этого процесса из-за принимаемых с 2019 г. мер США по ограничению доступа китайских компаний к своему рынку и рынкам союзников, Китай обладает двумя преимуществами.

Во-первых, там живет более 1 млрд из 4,5 млрд интернет-пользователей интернета в мире (больше, чем в США и Европе вместе взятых). Во-вторых, привлекательность китайских технологий для развивающихся стран за счет их дешевизны.

Перспективы мирового баланса киберсил

По мнению авторов доклада, лидерство США в киберпространстве – в том числе, благодаря союзническим отношениям, сохранится как минимум на ближайшее десятилетие. Во-первых, за счет передовых кибертехнологий и их использовании в экономике и обороне, где США по-прежнему опережают Китай, во-вторых, за счет ограничений доступа Китая к ряду западных технологий, которые США и их ведущие союзники вводят с 2018 г.

Все это потенциально может помешать Китаю в разработке собственных передовых технологий. От того, насколько «решительно США продолжат эту стратегию и как отреагирует Китай, будет зависеть будущий баланс киберсилы», считают авторы доклада.

Владимир Бахур